Большинство москвичей считают, что теракт в Театральном центре на Дубровке можно было предотвратить. В том, что 23 октября вооруженным бандитам удалось захватить здание ДК Шарикоподшипникового завода, по их мнению, виноваты сотрудники спецслужб и милиционеры вместе с чиновниками. Первые потому, что не пытались ничего предотвращать, а вторые не только бездействовали, но и погрязли в коррупции. Это выяснилось во время соцопроса, проведенного 30 и 31 октября Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Правда, при этом общественность отнюдь не склонна винить власть в неправильных действиях во время захвата. Подавляющее большинство опрошенных заявили, что переговоры с террористами ни к чему бы не привели и единственное, что можно было сделать,– это идти на штурм ДК. За применение газа, убившего почти 119 человек, руководство страны тоже никто не винит.
Чуть больше половины москвичей пришли к выводу, что газ был применен в необходимых для нейтрализации террористов количествах. Только пятая часть респондентов заявила, что доза была неоправданно большой – а почти столько же жителей вообще не смогли ответить на этот вопрос. Совершенно неадекватной ситуации мерой назвали распыление газа только 4%. Оправдывая спецслужбы, порядка 40% москвичей согласились, что человеческие жертвы в больших количествах просто неизбежны при такого рода операциях. Но такая же часть опрошенных все же признала, что человеческие потери были «чрезмерно велики».
Власти в глазах москвичей вообще вели себя во время событий на Дубровке вполне достойно – думали в первую очередь о спасении заложников и не хотели идти на поводу у террористов.
Хотя опрошенные все же не исключили, что на самом деле главной задачей силовых структур было физическое уничтожение захватчиков, а уже потом все остальное. Кстати, из всех российских политиков и общественных деятелей, пытавшихся облегчить положение заложников, наибольшие симпатии москвичей заработали Иосиф Кобзон, который выступал в качестве переговорщика, и врач Леонид Рошаль, по несколько раз в сутки заходивший в здание ДК, чтобы оказать помощь заложникам. К журналистке «Новой газеты» Анне Политковской, прилетевшей в Москву из Соединенных Штатов специально, чтобы участвовать в переговорах, носившей воду на руках в здание ДК, у столичных жителей отношение осталось холодным. Зато на третьем месте по популярности оказался президент, который в эти дни по центральным каналам не выступал, а несколько раз в день собирал глав силовых министерств в Кремле.
Не обвиняют власть и в сокрытии информации. Правда, однозначного мнения насчет информированности населения о происходящем на Дубровке у москвичей все же нет. Половина из них считает, что информация была полной и достоверной, другая — соответственно неполной и недостоверной, но не от желания скрыть ошибки, а чтобы сохранить в секрете тактику действий спецслужб. (Правда, 10% все же думают, что власти сами находились в растерянности, не контролировали ситуацию и говорить правду не могли, потому что она не была известна и им). Что касается СМИ, то лишь половина просидевших трое суток у телевизора москвичей решили, что масс-медиа занимались своими прямыми обязанностями — то есть информировали население о происходящем. Остальные остались при мнении, что на самом деле журналисты волей-неволей мешали спецслужбам и излишне будоражили народ.
Самих террористов москвичи считают мусульманами-фанатиками, не исключая, что они могут быть и отморозками-наркоманами.
Хотя некоторые из опрошенных все же высказали мнение, что «Норд-ост» захватила молодежь, доведенная до крайности многолетним кровопролитием в Чечне. При этом меньше половины опрошенных называет захват заложников исключительно результатом происков международного терроризма – большинство уверено, что теракт произошел из-за восьмилетней войны в Чечне. Но обеспечить безопасность граждан России и предотвратить теракты, как считает больше половины опрошенных, власти не могут. Ведь для этого потребовалось бы выдворить всех чеченцев из Москвы и других регионов России или разгромить их прямо в Чечне.
В то, что мирные переговоры помогут, верят только 20%. Остальные уверены, что никаких переговоров с Масхадовым быть не должно.
Постановку мюзикла, считают жители Москвы, следует возобновить на прежнем месте: актеры должны петь, а бомбардировщик – вновь под финал опускаться на сцену именно в Театральном центре на улице Мельникова. И хотя 26% опрошенных выступили категорически против этого, правительство уже окончательно решило, что мюзикл на Дубровке будет идти вновь. Об этом с директором «Норд-Оста» Георгием Васильевым договорились в пятницу вице-премьер Валентина Матвиенко и министр культуры Михаил Швыдкой. По мнению Васильева, на это уйдет меньше денег, времени и сил. Восстанавливать «Норд-Ост» будут с помощью федерального бюджета. Пока же — 2-3 месяца — актеры будут жить на пособие по безработице.
По последним данным московского комитета по здравоохранению, сейчас в столичных больницах находится 155 пострадавших. Остальные уже выписаны. В тяжелом состоянии до сих пор находятся 8 бывших заложников.