Не успел еще как следует разойтись новый театральный сезон, как афиша МХАТ им. Чехова украсилась вторым свежим названием. «Тот, кто получает пощечины» Леонида Андреева – автора, драматургией которого увлекался еще Станиславский, приурочена к пятидесятилетию лучшего мхатовского актера Виктора Гвоздицкого. Он играет главную роль – господина, бежавшего из светского общества в цирк и сменившего пальто с бобровым воротником на белый балахон коверного. Впрочем, данный сюжет меньше всего требует пересказа – иначе спектакль смотреть будет незачем. Путаная старомодная история, отдаленно напоминающая перипетии кальмановской «Принцессы цирка» – единственное, что может удержать зрительское внимание. Во всем остальном спектакль производит впечатление чего-то невнятно-скучного. На сцене выстроен дощатый выход на манеж, но не с парадной зрительской стороны, а с той, где навалены ящики иллюзиониста, тумбы для хищников, где снуют незанятые в номере артисты и хлопочет за конторкой антрепренер. Там переодетый клоуном незнакомец (Гвоздицкий) болтает с неким графом Манчини (Станислав Любшин), который активно выдает замуж за богатого барона (Вячеслав Жолобов) свою дочку Консуэллу, работающую в цирке наездницей (Дарья Мороз).
Внимательно изучая программку, можно убедиться, что режиссер Райя Синикка Рантала уже ставила пьесу Андреева в бытность свою худруком Городского театра финского города Лахти, и театр этот был столь любезен, что предоставил коллегам из Москвы костюмы из своих гардеробных. И вправду, что фракам, жокейским штанам, коротким юбочкам и ярким цирковым трико зря пылиться в шкафах провинциального театра, пусть лучше проветриваются на легендарной мхатовской сцене. Экономный Олег Табаков не станет тратиться на новые наряды для артистов, если есть старые в приличном состоянии – удовольствовался тем малым, что пожертвовали финские товарищи.
Самое несимпатичное в этой истории то, что Олег Табаков уже в третий раз обращается к услугам финской постановщицы (до мхатовской премьеры Райя Синикка Рантала ставила в театре-студии под руководством Табакова «Опасные связи» и «А в Конго есть тигры») и в третий раз ее спектакли грешат поверхностным прочтением сюжета, формальной игрой актеров, скукой и бессмысленностью. Для экспрессионистской драматургии Леонида Андреева это смертельно — она сразу кажется безнадежно претенциозной и отчаянно неумелой. «Тот, кто получает пощечины» таким и вышел. Спектакль так холоден и пуст, что даже замечательному Виктору Гвоздицкому не нашлось, чем его заполнить. Хотя казалось бы – цирковое закулисье, страсти разнообразные, русский «серебряный век» – столько всего можно наинтерпретировать... Но интерпретации – это не в стиле Райи Синикки Ранталы. Даже сцену отравления юной Консуэллы и последующего за тем самоубийства барона она сделала так, что ни один мускул публики не дрогнул.
«Тот, кто получает пощечины» идет на основной сцене МХАТ 31 октября, 1 и 2 ноября.