Впрочем, смысл ее появления на большом экране неочевиден: фильм этот по духу глубоко телевизионный.
Хотя, конечно, съемочная группа постаралась на славу: безо всяких там бессонов, с более чем скромным бюджетом, с минимумом спецэффектов и двумя-тремя трюками сняла добротное кино, крепкое, абсолютно классическое, клишированное, но тем не менее будоражащее кровь и вполне развлекательное.
Сюжет прост до безобразия. Агенты службы внутренних расследований, работающие под легендами рецидивиста и проститутки, попадают в перестрелку с похитителями бриллиантов, их арестовывают и долго допрашивают. Полицейские не знают, что перед ними коллеги, коллеги же ищут мохнатую лапу — флика, который организовал похищение брюликов и семь убийств.
По-хорошему из этого бы сделать сериал. Режиссер Оливье Маршалл вообще мастер этого жанра — клепает французские варианты «Улицы разбитых фонарей» с тех пор, как сам покинул полицейскую работу. И в качестве серии в ежевечерней саге про полицейских и воров эта история смотрелась бы превосходно. В 50-минутном формате все выглядело бы гораздо динамичнее, и прекрасно делилось бы структурно на куски, между которыми отлично вставала бы реклама.
Впрочем, есть одна закавыка: телезритель не любит, когда ему показывают все, как в жизни, за этим он идет в кино. Такие мрачные истории на диагонали 21 дюйм встречаются редко. Все абсолютно банально, мы не раз об этом слышали и даже сталкивались. Полицейские от воров ничем не отличаются — Франку (Ришар Анконина) не нужно даже особенно гримироваться, чтобы быть похожим на убийцу, громилу и сутенера, а его возлюбленной Нине (Анн Парийо, в прошлом Никита) несложно переквалифицироваться из сотрудницы полиции нравов в форменную шлюху. Когда сотрудники полиции конфисковывают у дилеров кокаин, они не отдают его на уничтожение, а используют сами по назначению. Еще среди преимуществ профессии числятся бесплатные интимные услуги. В телевизионных «Улицах разбитых фонарей» такую правду жизни обычно не показывают, и не только в России. Да, кстати, «признание – царица доказательств» — не только наша формулировочка, методы следствия везде одинаковые. Как и непроходимая грязь в полиции, и оснащение кабинетов пишмашинками 1950-го модельного года, и плакаты с сиськами точь-в-точь как в тридцатом отделении, только там и у начальника за пределами сейфа грязь и бедность, а тут в начальниках дама, у нее есть кожаное кресло и компьютер… Но это к слову.
Ради не такой уж и большой суммы — шести миллионов франков (в разных рецензиях назывались цифры 10 или 100 миллионов долларов, но на самом деле это меньше миллиона) полицейские «Гангстеров» готовы рисковать карьерой, жизнью или просто застрелиться. Пистолеты по всему телу не делают их крутыми, даже постоянное столкновение с чужой и собственной жестокостью оставляет в них противную сентиментальность.
Фильм постоянно балансирует между документальностью и сентиментальностью не то старого служаки, не то кондового семейного сериала: постоянные «воспоминания» героев, флэшбеки и крупные планы влюбленных немолодых лиц сменяются дурной водкой из пластиковых стаканчиков в гараже участка и прочей нарочитой реалистичностью. Даже в финальных титрах подробно рассказывается о судьбе всех героев. Злодеи гибнут, а пару агентов увольняют из полиции с позором в награду за успешное расследование, и они исчезают из этого мира.
Понюхать полицейских портянок можно в «Атриуме» и «Минске».