Как следует из пояснений судьи Юрия Василенко, решение о возбуждении уголовного дела против Леонида Кучмы было принято им на том основании, что Кучма не является ни судьей, ни адвокатом. Украинское же законодательство устанавливает особый порядок возбуждения уголовных дел только в отношении лиц этих профессий.
«Газета.Ru» публикует полный текст постановления судьи Юрия Василенко о возбуждении уголовного дела в отношении президента Украины Леонида Кучмы. Неофициальный перевод постановления предоставлен нам штабом партии «Яблуко».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О возбуждении уголовного дела
15.10.2002 года, г. Киев
Судья судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда г. Киева Василенко Ю. О., рассмотрев заявление граждан Украины, народных депутатов Украины А. А. Мороза, Ю. В. Тимошенко, Г. Е. Омельченко, А. В. Турчинова, И. В. Винского и приданные к нему материалы, установил:
Граждане Украины А. А. Мороз, Ю. В. Тимошенко, Г. Е. Омельченко, А. В. Турчинов, И. В. Винский, которые были предупреждены об уголовной ответственности за заведомо неправдивое сообщение о преступлении, обратились в суд с заявлением, в котором указали, что гражданин Украины Кучма Леонид Данилович, находясь с 1992 по 1993 год на должности премьер-министра Украины, а с 1994 г. по настоящее время — на должности президента Украины, систематически нарушал конституцию и законы Украины, злоупотреблял служебным положением и ненадлежащим образом выполнял свои должностные обязанности. Своими незаконными, неконституционными и аморальными действиями он лично причинил особо крупный ущерб как правам и интересам отдельных граждан, всему украинскому народу, так и международному авторитету Украины.
Так, в апреле 1993 года премьер-министр Л. Кучма, тогдашние министр кабинета министров А. Лобов, председатель Донецкого горисполкома, народный депутат Украины Е. Звягильский и другие должностные лица путем злоупотребления своим служебным положением растратили и присвоили государственные валютные средства в особо крупных размерах (12 млн нем. марок), которые принадлежали Государственному валютному фонду, то есть в их действиях присутствуют признаки преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины.
Это подтверждается:
— выводами и материалами депутатской следственной комиссии Верховной рады Украины (материалы придаются), председатель Г. Омельченко;
— свидетельствами народных депутатов Украины: Омельченко Г., Ермака А., Шишкина В., Чивюка М., Червонием В.
Кроме того, члены депутатской следственной комиссии Верховной рады установили, что после назначения на должность премьер-министра П. Лазаренко перечислил из банка Еuгореаn Federal Сrеdіt Bank, зарегистрированного в Антигуа, 3 790 815 долл. США компании «Омега» (г. Днепропетровск), которая является соучредителем ЗАО «Киевстар», руководителями которого является брат жены президента Ю. Туманов и дочь Л. Кучмы Елена. По сообщению тогдашнего заместителя генерального прокурора Н. Обихода, совладельцами этого банка являются П. Лазаренко и П. Кириченко (письмо № 06-1 1015 97 от 14 июля 2000 года). Таким образом, в действиях Кучмы Л. Д. могут иметь место признаки преступления, предусмотренного ст. 368 УК Украины (получение взятки).
Этот факт подтверждается:
— материалами и выводами следственной комиссии (придаются);
— свидетельствами членов комиссии, народных депутатов Украины Омельченко Г., Ермака А., Шишкина В., Чивюка М., Червония В.;
— свидетельствами бывшего офицера службы государственной охраны Н. Мельниченко, который показал: «Президент Украины Л. Кучма — преступник. Он отдавал преступные приказы, контролировал их выполнение, а также систематически брал взятки и занимался поборами. Л. Кучма создал «крышу» для защиты олигархов и бизнесменов, которые вынуждены были перечислять миллионы долларов на контролируемые им счета через его банкира и доверенное лицо Александра Волкова».
18 апреля 2002 года председатель Временной следственной комиссии Верховной рады Украины 3-го созыва А. Жир заявил, что следственная комиссия установила факты, которые свидетельствуют о непосредственной причастности президента Л. Д. Кучмы к продаже оружия странам, против которых введены ограничения ООН. Установлено, что он давал указание руководителю «Укрспецэкспорта» В. Малеву о нелегальной продаже Ираку четырех радарных установок «Кольчуга» за 100 млн долл. США. Этот разговор был записан Н. Мельниченко 10 июля 2000 года в рабочем кабинете президента.
В соответствии с официальными выводами высокоавторитетного эксперта Брюса Кенига (компания «Бек Тек», США), сделанные Н. Мельниченко в рабочем кабинете президента Украины Л. Д. Кучмы аудиозаписи являются настоящими. Н. Мельниченко в своем обращении от 3 мая 2002 года к президенту Российской Федерации В. Путину, в частности, заявил: «На первом заседании Большого жюри, которое состоялось 11 апреля 2002 года, я передал в распоряжение министерства юстиции США неопровержимые доказательства причастности Кучмы к продаже оружия в Ирак. Кучма (человек, у которого руки в крови) не стал на защиту интересов Украины».
Изложенное дает основания сделать вывод: при таких обстоятельствах действия президента Л. Д. Кучмы имеют признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст-27 ст. 333 УК Украины (организация незаконного вывоза за границы Украины военной техники).
В нарушение ст. 102 Основного закона Украины Кучма Леонид Данилович как президент Украины не стал гарантом соблюдения конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Наоборот, за время его пребывания у власти ситуация с правами человека систематически и широкомасштабно ухудшалась, что зафиксировано в официальных документах как зарубежных демократических государств, так и ряда международных правительственных (Совета Европы, ОБСЕ) и неправительственных организаций. Своими действиями он лично подавал обществу пример пренебрежения конституцией и законами Украины.
Президент Украины Кучма Л. Д. лично был причастен к нарушению ст. 27 конституции Украины, которая предусматривает право человека на жизнь.
2 сентября 2002 года временная следственная комиссия, рассмотрев заявления М. Гонгадзе, Н. Мельниченко, исследовав изложенные в них фактические данные, а также сделанные Н. Мельниченко в служебном кабинете президента Украины Л. Кучмы аудиозаписи разговоров президента Украины Л. Кучмы с тогдашним главой администрации президента, ныне председателем Верховной рады Украины В. Литвином, тогдашним министром внутренних дел Украины Ю. Кравченко, тогдашним председателем службы безопасности Украины, ныне народным депутатом Украины Л. Деркачем, о похищении и уничтожении журналиста Георгия Гонгадзе, исследовав выводы экспертизы (лабораторный отчет от 8 февраля 2002 года), проведенной компанией «Бек Тек» (США, эксперт Брюс Э. Кениг), и прочие собранные доказательства и дав им оценку, пришла к выводу:
— имеющихся доказательств достаточно для того, чтобы считать президента Украины Л. Кучму, бывшего главу администрации президента, ныне председателя Верховной рады Украины В. Литвина, бывшего министра внутренних дел Украины Ю. Кравченко, бывшего председателя службы безопасности Украины, ныне народного депутата Украины Л. Деркача, соучастниками преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 146 УК Украины, то есть организаторами похищения журналиста Георгия Гонгадзе, совершенного организованной группой лиц по предварительному сговору, что повлекло за собой тяжкие последствия;
Эти факты подтверждаются официально заверенными нотариальной службой в США объяснениями народного депутата II и III созывов А. Ельяшкевича, майора службы государственной охраны Н. Мельниченко, жены погибшего журналиста Георгия Гонгадзе Мирославы Гонгадзе, которым правительство США предоставило временное политическое убежище, как лицам, которые преследуются властью Кучмы по политическим признаком (объяснение придаются).
Временная следственная комиссия, рассмотрев заявления А. Ельяшкевича и Н. Мельниченко, исследовав изложенные в них фактические данные, а также сделанные Н. Мельниченко в служебном кабинете президента Украины Л. Кучмы 8 февраля и 7 июля 2000 года аудиозаписи разговоров президента Украины Л. Кучмы с тогдашним председателем службы безопасности Украины, ныне народным депутатом Украины Л. Деркачем, и другими лицами, обстоятельства экспертизы (лабораторный отчет от 1 февраля 2002 года), проведенной компанией «Бек Тек» (США, эксперт Брюс Э. Кениг), и прочие доказательства и дав им оценку, пришла к выводу:
— имеющихся доказательств достаточно для того, чтобы считать президента Украины Л. Кучму и тогдашнего председателя службы безопасности Украины, ныне народного депутата Украины Л. Деркача, соучастниками преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 27, ст. 112, ч. 2 ст. 346 Уголовного кодекса Украины, то есть организаторами посягательства на жизнь государственного деятеля А. Ельяшкевича и умышленного нанесения ему телесных повреждений в связи с его государственной деятельностью, совершенного организованной группой лиц по предварительному сговору.
Эти обстоятельства подтверждаются:
— материалами и выводами депутатской следственной комиссии (придаются);
— пояснениями депутата А. Ельяшкевича;
— пояснениями майора Н. Мельниченко.
Временная следственная комиссия, исследовав фактические данные, а также сделанные Н. Мельниченко 17 апреля 2000 года в служебном кабинете президента Украины Л. Кучмы аудиозаписи разговоров президента Украины Л. Кучмы с председателем государственной налоговой администрации Украины Н. Азаровым о даче президентом Л. Кучмой разрешения Н. Азарову на незаконное присвоение квартиры и прочие доказательства и дав им оценку, пришла к выводу:
— имеющихся доказательств достаточно для того, чтобы считать, что в действиях президента Украины Л. Кучмы и председателя государственной налоговой администрации Украины Н. Азарова содержатся признаки преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 27, ст. 364, ст. 365 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением и превышение власти или служебных полномочий, совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору).
На аудиозаписях Н. Мельниченко четко зафиксированы указания президента Кучмы Л. Д. относительно преследования журналистов Георгия Гонгадзе, Ивана Сподаренко, Тамары Просяник, Олега Ляшко, Татьяны Коробовой; а также редакций газет «Сельские вести», «Информационный бюллетень», «Свобода», «Грани», «Зеркало недели»; радиостанций «Свобода», «Континент» и других. Отдельные журналисты, а также представители средств массовой информации подтвердили факты преследования со стороны президента за их профессиональную деятельность. Таким образом, в действиях Кучмы Л. Д. присутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 171 Уголовного кодекса Украины (препятствование законной профессиональной деятельности журналистов).
Нарушая ст. 31 конституции Украины, которая гарантирует тайну телефонных разговоров, Кучма Л. Д. лично отдавал указания руководителям силовых структур на несанкционированное прослушивание телефонных разговоров государственных деятелей, народных депутатов, журналистов. Тем самым в его действиях есть признаки преступления, предусмотренного ст. 163 Уголовного кодекса (нарушение тайны телефонных разговоров).
Он лично давал указания на преследование лидеров политических партий и вмешивался в осуществление права граждан на свободу объединения в политические партии и общественные организации, чем нарушил ст. 36 и 37 конституции Украины. Из аудиозаписей Мельниченко усматривается, что такие указания им давались по отношению к лидерам политических партий и блоков Юлии Тимошенко, Анатолию Матвиенко, Александру Морозу, Виктору Ющенко, Сергею Головатому, Григорию Омельченко, Владимиру Олейнику и другим. Таким образом, в его действиях есть признаки преступления, предусмотренного ст. 170 Уголовного кодекса Украины (препятствование законной деятельности политических партий и общественных организаций).
Л. Д. Кучма нарушил статьи 24 и 28 конституции Украины, которые гарантируют равенство прав человека и обеспечение их личного достоинства независимо от ограничений и признаков. Как усматривается из аудиозаписей указанного майора Мельниченко, Кучма неоднократно прибегал к оскорблениям народных депутатов Бродского М., Ельяшкевича А. и Суркиса Г. по национальным признакам в разговорах с разными руководителями государственных структур.
Таким образом, в его действиях есть признаки преступления, предусмотренного ст. 161 Уголовного кодекса Украины (умышленные действия, направленные на унижение национальной чести и достоинства).
21 декабря 2000 года Верховная рада Украины после повторного рассмотрения приняла закон Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины», частично учитывая предложения президента Украины Л. Кучмы. Закон был прислан на подпись президенту Украины. 31 декабря 2000 года администрация президента Украины получила этот закон. 23 января 2001 года президент Украины вернул закон в Верховную раду Украины для повторного рассмотрения.
Поскольку на протяжении установленного 15-дневного срока закон не был возвращен для повторного рассмотрения, Верховная рада Украины, руководствуясь чч. 2, 3 ст. 94 конституции Украины, а также решением конституционного суда Украины от 7 июля 1998 года № 1 І-рп/98 в деле по конституционному представлению президента Украины относительно официального толкования части второй и третьей статьи 84, частей второй и третьей статьи 94 конституции Украины (дело относительно порядка голосования и повторного рассмотрения законов Верховной рады Украины), приняла постановление «О Законе Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины» (№ 2262-III от 8 февраля), которым постановила считать закон Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины» одобренным президентом Украины, и обратилась к президенту Украины Л. Кучме с предложением подписать и официально опубликовать этот закон.
15 февраля 2001 года президент Украины Л. Кучма вернул Верховной раде Украины закон с предложениями от 23 января 2001 года для повторного рассмотрения, ссылаясь на то, что исчисление 15-дневного срока началось 9 января 2001 года, который был первым рабочим днем после 31 декабря 2000 года.
10 января 2002 года Верховная рада Украины, руководствуясь частями второй и третьей ст. 94 конституции Украины и решением конституционного суда Украины от 7 июля 1998 года № 11-рп/98 относительно порядка определения первого дня 15-дневного срока, предусмотренного частью второй ст. 94 конституции Украины, а также относительно обязательного рассмотрения Верховной радой Украины только сформулированных предложений президента Украины, принимая во внимание, что предложения президента Украины от 23 января 2001 года не являются сформулированными для голосования парламентом, вследствие чего нет оснований и предмета для повторного рассмотрения закона Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины», повторно приняла постановление, которым постановила: «Обратиться к президенту Украины с предложением подписать и официально опубликовать закон Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины», принятый Верховной радой Украины 21 декабря 2000 года (№ 2951- III)».
28 января 2000 года президент Украины Л. Кучма вторично не выполнил указанное постановление и вернул закон Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины» с предложением от 23 января 2001 года для повторного рассмотрения Верховной раде Украины.
Президент Украины Кучма Л. Д., не считаясь с требованиями ст. 94 конституции Украины, не подписывал после преодоления его вето закон «О кабинете министров Украины», что привело к тому, что высший исполнительный орган государства, вопреки ст. 120 конституции Украины, действует вне правового поля.
Изложенное дает основания сделать вывод, что президент Украины Л. Кучма преднамеренно злоупотребляет властью и служебным положением, наносит значительный ущерб охраняемым законом правам, свободам, государственным и общественным интересам, то есть такие действия президента Украины Л. Кучмы имеют признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 364 Уголовного кодекса Украины.
Проанализировав действующее законодательство Украины и не установив наличия в нем особых требований к возбуждению уголовного дела относительно президента Украины в совершении преступлений, предусмотренных УК Украины, а также выяснив, что, согласно действующему законодательству, особый порядок возбуждения уголовных дел установлен лишь относительно судей и адвокатов, изучив доводы, заявления и материалы, приобщенные к нему, прихожу к выводу, что в этом заявлении и материалах есть достаточно данных, которые указывают на наличие признаков преступлений в действиях гражданина Украины Кучмы Л. Д.
Руководствуясь статьями 94, 95, 97, 98 УПК Украины и принимая во внимание требование, которое содержится в части 3 ст. 97 (о прекращении преступления), постановил:
Возбудить уголовное дело против гражданина Украины Кучмы Л. Д. в связи с наличием в его действиях признаков преступлений, предусмотренных статьями 112, 161, 163, 170, 171, 191, 333, 346, 364, 365, и 368 Уголовного кодекса Украины.
В порядке ч. 3 статьи 97 УПК Украины (с целью прекращения преступления), вменить в обязанность президенту Украины Кучмы Л. Д. в 5-дневной срок подписать законы Украины «О кабинете министров Украины» и «О временных следственных и специальных комиссиях Верховной рады Украины».
Постановление о возбуждении уголовного дела относительно Л. Д. Кучмы направить в генеральную прокуратуру Украины для организации досудебного следствия.
Судья судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда г. Киева
Ю. О. Василенко