Этот спектакль поставили в рекордно короткие сроки. Во-первых, потому что режиссер Сергей Алдонин (ученик Марка Захарова, постановщик «Севильского цирюльника» в РАМТе и «Мастера и Маргариты» в Театре Станиславского) придерживается европейского стиля работы: три недели — и готово! Во-вторых, потому что с постановкой заведомо спешили, чтобы успеть вписать ее в рамки дней Швейцарии в Москве. И тут надо отдать должное режиссеру: все успели — дни Швейцарии в Москве украсились торжественной премьерой, предшествующей ей пресс-конференцией и последующим за ней банкетом.
Однако следует заметить, что кроме художника-постановщика Максима Бови, который вот уже три года живет и работает в России, от Швейцарии в этом международном проекте никто не участвовал, если, конечно, не считать самого драматурга – швейцарца Фридриха Дюррематта. Которого, впрочем, в руках Сергея Алдонина сразу и не узнать.
Сюжет пьесы «Визит старой дамы» хорошо известен публике по знаменитому фильму с участием Екатерины Васильевой и Валентина Гафта. Экспрессивная мультимиллиардерша Клара Цеханассьян приезжает в город своей юности, чтобы встретиться со своей первой любовью – Иллом — и рассчитаться с ним за все юношеские обиды. Дабы избежать нелестных сравнений с уже имеющимся фильмом Сергей Алдонин сменил жанр своего спектакля на прямо противоположный кинематографической версии, полной юмора и виртуозно нагнетаемого страха. Алдонин поставил «Визит старой дамы» в стиле клоунады.
Зверски скрежещет металлическая конструкция, представляющая сначала скорый поезд, а затем и все городские интерьеры, в которые месть заносит Клару Цеханассьян. По сцене бродит инфернальное полуживое существо – призрак героини в юности — и носятся на роликах какие-то жеманные нездоровые типы. Артисты отчаянно кривляются, громко кричат, заливаются идиотским смехом и корчат рожи. Излюбленный трюк режиссера – это привязанная к пятой точке табуретка, которая уморительно болтается, когда артисты, поворачиваются к залу задом.
Единственная, на кого можно смотреть в этом раешнике, – это артистка московской филармонии, педагог ГИТИСа, автор и исполнительница моноспектаклей «Пер Гюнт», «Фауст» и «Евгений Онегин», великолепная чтица Антонина Кузнецова. Ее Клара Цеханассьян, трепетная и высокопарная одновременно, действительно получилась существом из другого мира, занесенным в эту обитель кривляк по странной и трагической случайности.
Однако этот успех исполнительницы главной роли ни в коем случае нельзя отнести к заслугам режиссера. Антонина Кузнецова – сама себе театр. Ей не нужны ни скрипучие декорации, ни партнеры, ни бойкий режиссер, ни вульгарные мизансцены, ни дни Швейцарии в Москве. На любой сценической площадке она может сыграть в полном одиночестве любую пьесу, и публика – это совершенно гарантировано – не обойдется без носовых платков. Швейцарцы сильно прогадали, поручив не ей постановку Дюррематта.
«Визит старой дамы» играют в Театре им. Станиславского 30 сентября, 2 и 6 октября.