В августе компания Маска представила новые модификации седана Tesla Model S и кроссовера Tesla Model X. Первый из них, по заявлениям создателей, должен стать самым быстрым в мире серийным автомобилем, способным потягаться с Ferrari и Porsche. Его цена составит $135 тыс.
Машины будут оснащены новыми аккумуляторами, работающими на мощности 100 кВтч. Согласно утверждениям компании, Model S набирает скорость 96 км/ч за 2,5 сек., а Model X — за 2,9 сек.
Однако многие усомнились, что массовому покупателю так уж необходим стремительный разгон в седане, который не выглядит как спортивный автомобиль. Business Insider считает, что нецелесообразно использовать для ежедневного вождения машину такого типа, а Tesla нужно «перестать дурачиться» и сделать настоящий спорткар.
«Затеслить» весь мир
Ключевым моментом релиза являются не столько автомобили, столько их «энергетическая» начинка. Новые аккумуляторы станут частью усовершенствованных бюджетных Model 3, которые, по ожиданиям Маска, должны покорить массовый рынок. Однако глобальный план предпринимателя по завоеванию авторынка машиной Tesla Model 3 отстает от первоначального графика.
Model 3 должна была выйти на рынок еще к началу 2015 года, но Tesla представила автомобиль лишь в марте 2016 года, а в серийное производство он отправится только в 2017 году.
В середине августа The Wall Street Journal (WSJ) внимательно ознакомилась с заявлениями Маска о развитии бизнеса Tesla Motors за последние пять лет и уличил его как минимум в 20 невыполненных обещаниях.
Однако талант бизнесмена заключается в числе прочего в умении заставить клиентов платить даже за обещания. В марте 325 тыс. человек заплатили по $1000, чтобы занять очередь на Model 3.
Эксперт и бывший главный редактор «За рулем» Антон Чуйкин в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что едва ли можно считать автомобили Tesla техническим откровением, скорее компания хороша именно в раскрутке. Слухи об электрокаре распространены сильнее, чем сами автомобили, уверен он.
«Это машина, которая интересно едет и обладает неплохим суммарным пробегом по сравнению с другими автомобилями, но в ней нет никаких уж открытий. Tesla — это удачная компиляция современных технологий и PR», — говорит Чуйкин.
Популярность машин у прессы и простых обывателей объясняется успешной PR-стратегией команды Маска.
При этом зарабатывать у Tesla Motors пока не получается — чистый убыток компании за первое полугодие 2016 года увеличился почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил $575,4 млн. Этот факт не останавливает Маска от обещаний инвесторам «скорого выхода» в рентабельность. Бизнесмен подтвердил прогноз поставки почти 80 тыс. машин в 2016 году. Ранее же в планах компании значилось на 10 тыс. автомобилей больше — 90 тыс. штук.
WSJ припомнила Маску слова о том, что к концу 2020 года Tesla будет выпускать по миллиону машин в год и станет стабильно приносить прибыль, хотя с 2008 года до нынешнего момента компания выпустила только 140 тыс. машин.
Как 10 тысяч батареек
Помимо невыполненных обещаний, на которых харизматичного предприниматели поймали журналисты, и отсутствия «прорывных технологий», о которых говорят эксперты, сомнению подвергается и экологичность как Tesla, так и электромобилей в целом.
Например, исследователи из Sanford C. Bernstein пришли к выводу, что выработка электроэнергии загрязняет воздух не меньше, чем использование автомобилей с бензиновым двигателем.
Bloomberg пишет, что с проблемой загрязнения воздуха из-за электромобилей уже столкнулся Гонконг: здесь они стали причиной роста числа выбросов углеводородов на 20%. Tesla отрицает свое негативное влияние на экологию города. В компании считают, что с увеличением числа солнечных и ветряных батарей выбросы углеводородов от производства электричества будут уменьшаться.
Бизнес Маска помимо Tesla включает в себя проект SolarCity. За счет фокуса на экологичность предприниматель может получать субсидии и поддержку государства, направленные на стимулирования проектов по снижению выбросов углекислого газа и переход на возобновляемые источники энергии.
Другой стороной вопроса экологичности является утилизация аккумуляторов, считает Чуйкин. И эту проблему только предстоит решить:
«Мало кто относит обычные пальчиковые батарейки на переработку, обычно их выкидывают в мусорное ведро. А представьте теперь, что Tesla — это автомобиль с 10 тыс. таких батареек».
В целом, по мнению эксперта, электромобили являются интересным направлением для развития авторынка, но все плюсы, минусы и эффект от их применения еще предстоит изучить.
Учитывая новизну электромобилей (в сравнении с классическим автопромом) как явления, и умение Маска вести свой бизнес по продвижению premium-продуктов для тех, кто готов за них платить в желании выделиться, Tesla будет развиваться и дальше.
Несмотря на убытки и пока еще неоправдавшиеся ожидания инвесторов, автомобили компании продолжат вызывать интерес публики и СМИ за счет удачной PR-стратегии, правильно выбранных маркетинговых решений и мечтателей, готовых заплатить за новую Tesla, даже не зная конкретных сроков ее выхода на рынок.