Власти США приступили к расследованию причин первого смертельного ДТП с участием автомобиля, который двигался на автопилоте. Сама авария произошла в штате Флорида еще в мае, но известно об инциденте, в котором погиб водитель, стало только сейчас. Электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом протаранил на шоссе тягач с прицепом, который двигался в перпендикулярном направлении, пытаясь пересечь перекресток. Как сообщила пресс-служба Tesla, авария произошла из-за стечения трагических обстоятельств.
В Tesla полагают, что причина ДТП может состоять в том, что автоматика, под управлением которой находилось транспортное средство, не успела распознать опасность из-за белого цвета прицепа грузовика на фоне яркого неба. По той же причине, по предположению автопроизводителя, не среагировал вовремя и сам водитель, который мог бы взять управление машиной на себя: яркое солнце могло ослепить его. По другой версии, автопилот мог дать сбой из-за длинного свеса прицепа фуры и большого дорожного просвета, что помешало радарам «увидеть» препятствие впереди.
Последствия оказались чудовищными: автомобиль проехал под фурой, в результате чего у седана снесло крышу, затем вылетел с шоссе, протаранив два забора, и остановился, врезавшись в столб. В результате многочисленных столкновений 40-летний водитель электрического седана Джошуа Браун скончался на месте инцидента от полученных травм.
Так или иначе, в Tesla считают, что тяжесть последствий ДТП объясняется именно длинным свесом грузового автомобиля. В компании отмечают, что если бы автомобиль врезался в прицеп, то водитель мог бы выжить, — подобные аварии с участием Tesla уже неоднократно происходили.
Эта авария с участием транспортного средства с автономным управлением стала первой, в которой погиб человек. При этом автомобили Tesla с функцией автопилота в общей сложности проехали уже более 200 млн км. В то же время, согласно статистике, в США один смертельный случай в результате ДТП в среднем приходится на 145 млн км пробега всех автомобилей.
«Электроника по умолчанию не активирует автопилот и, прежде чем он будет включен, требует четкого подтверждения от водителя, что он осознает риски использования этой новой технологии, которая до сих пор дорабатывается, — отмечается в сообщении автокомпании. — Автопилот становится лучше, но пока не совершенен и по-прежнему требует от водителя быть бдительным».
В прошлом году глава Tesla Motors Илон Маск в ходе презентации автопилота обращал внимание клиентов на то, что пользоваться новой функцией необходимо осторожно. В частности, водителям рекомендовалось не убирать руки с руля, даже когда автопилот активирован. Также глава компании подчеркивал, что в случае дорожных инцидентов ответственность с водителя не может быть снята.
Несмотря на все предостережения и впечатляющую статистику, в конце июня компания Tesla получила от Национального управления безопасности дорожного движения (NHTSA) извещение о начале предварительного расследования причины смертельного ДТП. В частности, чиновники намерены установить, стали ли причиной аварии работа и конструкция использовавшихся в момент столкновения средств помощи в управлении автомобилем. По данным СМИ, расследование затрагивает 25 тыс. таких же автомобилей Tesla и в теории может привести к отзывной кампании.
После сообщения о ДТП и начале расследования акции Tesla упали в цене на 3%.
Эксперты полагают, что случай с первым погибшим в ДТП с участием беспилотника человеком не станет преградой на пути к массовому распространению технологии автономного вождения.
«Значительно безопаснее ездить на таких автомобилях станет, когда вырастет уровень их проникновения в автопарки, — поясняет «Газете.Ru» Андрей Черногоров, гендиректор Cognitive Technologies, которая специализируется на разработке систем для беспилотного транспорта. — Для этого беспилотников на дорогах должно стать больше, чем машин, которыми управляют водители. Тогда вариантов форс-мажоров, которые должна оценивать электроника, станет значительно меньше и безопасность качественно вырастет».
Черногоров считает, что случаи гибели людей из-за сбоев электроники в беспилотных транспортных средствах не станут причиной, по которой развитие этого направления затормозится.
«Беспилотные автомобили — это как начало освоения космоса, когда все задавались вопросом, стоит ли эта задача таких жертв, как человеческая жизнь.
То же самое происходило, когда от ручного труда переходили к конвейерам: было много случаев гибели и ранения людей», — говорит он.
По мнению собеседника, беспилотный транспорт в 20-летней перспективе может свести к минимуму проблему дорожной аварийности.
Разработкой транспортных средств с автопилотом сегодня занимаются многие автопроизводители: например, Audi, BMW, Volkswagen, Nissan, General Motors и другие. Помимо автомобильных компаний над технологиями автономного вождения работают производители комплектующих, а также корпорации Apple и Google.
Кстати, около года назад беспилотный автомобиль от Google также попадал в серьезное ДТП, которое обошлось без жертв, но три сотрудника Google получили травмы. «Самоходный» гибридный кроссовер Lexus RX 450h подъезжал к перекрестку, когда движущиеся перед ним два автомобиля неожиданно начали тормозить, несмотря на разрешающий проезд сигнала светофора. Водители этих авто увидели затор после перекрестка и, несмотря на горящий «зеленый», не решились выезжать на пересечение улиц, чтобы не заблокировать движение на перекрестке. Автономный Lexus также затормозил. Водитель же ехавшей позади «гугломобиля» машины среагировать не успел и на скорости 27 км/ч врезался в Lexus. Позже выяснилось, что управлявший этой машиной мужчина даже не успел нажать педаль тормоза до момента удара.