Каждое новое поколение устройств становится тоньше, легче, производительнее и технологичнее. Однако улучшение этих качеств влияет в первую очередь на ремонтопригодность. Для разборки большинства нынешних устройств теперь нужен не просто комплект отверток, а целый чемодан с различными приспособлениями, больше напоминающий набор хирурга.
При этом сложности встречаются во время ремонта не только устройств от Apple, которые всегда считались образцом неремонтопригодности. Согласно рейтингу iFixit, iPhone последних поколений имеют 6–7 баллов из 10 по ремонтопригодности. Гораздо хуже дела обстоят у HTC, последние смартфоны линейки One которой практически невозможно починить.
Это говорит о том, что сейчас многие производители пытаются делать сложные в ремонте устройства, которые практически невозможно восстановить обычному человеку.
Одной из причин является желание компаний достичь рекордных показателей по размерам устройств. Производители постоянно пытаются уменьшить толщину устройств, более эффективно использовать доступное пространство. При сборке применяется клей вместо винтов и другие виды соединений, которые проблематично восстановить после демонтажа.
Заменить, например, аккумулятор в современном смартфоне или планшете с технической точки зрения возможно. Однако закреплен он обычно на клей, и без специальных инструментов встроить новый аккумулятор проблематично. Осложняется это еще и тем, что сам процесс разбора устройства зачастую невозможен без особого комплекта инструментов, который для каждого производителя специальный.
Производители умышленно делают «одноразовые» устройства, которые пользователь должен поменять спустя пару лет.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков рассказал «Газете.Ru», что компании сами заинтересованы в смене устройств пользователями. «Им нет смысла выпускать аппараты вроде подводных лодок, которые могут долго служить. Сейчас мы видим, что износостойкость аппаратов имеет определенные границы», — прокомментировал эксперт.
По его мнению, производители заставляют покупателей обновлять свои гаджеты каждые пару лет, вне зависимости от того, хотят они или нет. В частности, на это влияет и постоянное движение прогресса, из-за чего смартфон трехлетней давности не имеет большинства тех функций, которые имеют флагманы. «Если бы производители делали телефоны на 10 лет, то все компании разорились бы и у Apple не было бы миллиарда проданных iPhone», — добавил Кусков.
Вместе с этим для конкуренции с другими компаниями они зачастую снижают издержки на производство, что в итоге уменьшает продолжительность жизни девайсов.
Снижение затрат наносит ущерб контролю качества материалов, комплектующих и цепочке поставок, что пагубно влияет на срок службы продукции.
Исследовательская группа из института Öko в Германии выяснила, что среди всех групп потребительских товаров, начиная от ноутбуков и заканчивая стиральными машинами, покупатели стали чаще обращаться с жалобами на заводской брак. Так, в 2004 году обратилось всего 3,5% покупателей, когда как в 2012-м это число увеличилось более чем в два раза, до 8,3%.
Кроме этого, конструктивные ограничения — это лишь часть проблемы. Так, многие производители давят на независимые компании по ремонту устройств, ограничивая им доступ к оригинальным запчастям. Кроме того что для нынешних устройств в принципе не существует универсальных деталей, многие вендоры поставляют оригинальные и качественные детали только малому числу компаний.
К примеру, Nikon еще в 2012 году стала поставлять запчасти только некоторым компаниям авторизованных сетей, снизив число авторизированных мастеров по ремонту камер в США с 3 тысяч до 13,
рассказал генеральный директор и сооснователь iFixit Кайл Винс.
Однако в Nikon не подтвердили данную информацию, но сказали, что причина может заключаться в технической сложности их устройств: «Современные цифровые камеры являются крайне продвинутыми устройствами и требуют квалифицированных специалистов и специализированные инструменты, чтобы обеспечить должный уровень качества».
Другим примером такого агрессивного давления на неавторизованные мастерские может служить Apple. Нашумевшая «Ошибка 53», которая приводила к «смерти» iPhone, возникала как раз по той причине, что смартфон был отремонтирован в неофициальной мастерской с использованием китайских запчастей.
В конечном счете желание производителей уменьшить габариты устройств, усложняя их строение, снижение издержек на производство, а также «перекрытие воздуха» неавторизованным мастерам говорит о том, что производители всеми силами стараются привить покупателям привычку полностью менять свои гаджеты, а не пытаться их отремонтировать.
«Технологические компании вроде Apple против того, чтобы их телефоны ремонтировали. Если с ним что-то произойдет, то в компании его просто заменят», — добавил Кусков.
Однако в условиях кризиса в России смартфон — дорогое удовольствие, поэтому пользователи отдают предпочтение ремонту. Вместе с этим движение прогресса обуславливает то, что и ремонт может «влететь в копеечку».
Эксперт отмечает, что российскому пользователю чужда идея «одноразового» смартфона. «Наши люди научились экономить и стали менять телефоны гораздо реже, несмотря на то что техника стала уязвимой. Большинство людей могут ходить два-три года с одним телефоном и отлично себя чувствовать, а после этого и сам телефон перестанет работать», — заключил аналитик.