РИФ+КИБ 2016 станет одним из самых массовых весенних мероприятий в рунете за всю историю его проведения: за три дня работы в нем примут участие более 8 тыс. участников, в программе форума будут задействованы около 600 докладчиков, проведено более 100 круглых столов, секций и мастер-классов. Поддержку проекта со стороны профильных госструктур оказывают Минкомсвязь, Роспечать, Роскомнадзор, а в 2016 году проект решили поддержать ИРИ (Институт развития интернета), РОЦИТ и Координационный центр доменов RU/РФ.
К открытию мероприятия была представлена статистика, которая отражает положение дел рунета на данный момент. Начать стоит с того, что на сегодня аудитория рунета составляет 80,5 млн пользователей и за последний год увеличилась практически на 10%. С учетом того, что в прошлом году пророчили застой русскоязычному сегменту интернета, показатель неплохой. Причем выходят в сеть каждый день более 66 млн человек, то есть 57%.
По прогнозам, к 2020 году в интернете будут сидеть три четверти россиян.
Для сравнения: в ноябре 1996 года российскую интернет-аудиторию оценивали в 400 тыс. человек. К 2000 году этот показатель увеличился практически до 2 млн человек.
Вместе с этим мобильный интернет развивается еще сильнее. За последний год аудитория мобильных устройств увеличилась на 12,5%. Они же проводят в интернете в среднем 110 минут в день. Отмечается, что использование мобильных устройств остается прерогативой молодого поколения. Так, 86,2% россиян в возрасте 12–24 лет выходят в сеть со смартфона, тогда как среди старшего поколения пользуются интернетом с телефонов всего 16,6%.
Несмотря на быстрый рост аудитории, вклад мобильного интернета в экономику рунета составляет около 25–30%. При этом объемы рынков рунета эквиваленты 2,3% от ВВП России. Согласно прогнозу на 2015 год, рекламный рынок рунета достиг объема 97 млрд руб. При этом растет только контекстная реклама и видеореклама, а медийная, в свою очередь, второй год подряд падает.
Однако, по оценкам аналитиков, из-за кризиса среднегодовой рост рынка до 2018 года составит всего 8–10% в год. Также наблюдаются резкое снижение числа инвестиций и сокращение их объема.
Государство также пытается оказывать сильное воздействие на рунет, и если раньше это воздействие воспринималось весьма негативно, то сейчас отмечается рост одобрения законодательных инициатив со стороны пользователей. Но все равно негативная оценка действий государства превалирует над положительной.
В 2013–2014 годах инициативы воспринимались негативно около 80% пользователей. Сейчас же отрицательно воспринимают действия государства по отношению к интернету чуть больше 40%, тогда как положительно — больше 20%.
Очевидна стабилизация отношения к регуляторным инициативам, касающимся интернета в 2015–2016 годах. Если отношение к регулированию в 2013–2014 годах было больше резко отрицательным, то в 2015–2016 годах законотворчество в области регулирования интернета оценивается в равных долях нейтрально, положительно и негативно. Именно на 2013 год пришелся бум неожиданных и жестких законов «об интернете».
Вместе с этим изменился характер инициатив: если в 2013–2014 годах законопроекты непосредственно касались большинства интернет-рынков, то в 2015–2016 годах наметился тренд на регулирование отдельных сегментов. Например, только поиска или только онлайн-кинотеатров и пр. Вероятнее всего, именно с этим фактом связано повышение процента нейтральной или неоднозначной оценки законодательных инициатив.
Помимо различных блокировок и запретов государство старается развивать направление отечественной разработки. В 2016 году на разработку и продвижение российского ПО будет выделено до 5 млрд руб.
Для отечественных разработчиков представлены различные льготы и преференции: приоритет российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок, обеспечение равных условий ведения деятельности интернет-компаниями в Российской Федерации, продление действия пониженных тарифов страховых взносов, право принимать к вычету суммы НДС за услуги иностранным покупателям, льготы по налогу на прибыль (эффективная ставка — 4%).