Число российских интернет-пользователей на сегодняшний день составляет 82 млн человек. Об этом в рамках форума «РИФ+КИБ» рассказал глава аналитической компании TNS Руслан Тагиев. По его словам, интернетом пользуются 66% россиян старше 12 лет, а ежедневно в сеть заходят 60 млн человек.
В 2014 году впервые зафиксировано снижение доли пользователей десктопного интернета, оно составило 1%. На этом фоне особенно хорошо развивается мобильный интернет.
50 млн жителей России, или 61% от общего числа аудитории рунета, являются активными пользователями мобильного интернета, а 11,8 млн россиян заходят в сеть только со смартфонов и планшетов. Именно увеличением числа гаджетов Тагиев объяснил рост количества уникальных пользователей рунета сразу на 30%.
Тем не менее прирост реальной аудитории (числа пользователей) рунета за год составил лишь 5% (в 2013 году — прирост на 7%), а большинство популярных интернет-площадок также не зафиксировали увеличения числа пользователей.
Так, лидер российского сегмента сети по посещаемости «Яндекс» смог нарастить долю пользователей всего на 0,8% — до 63,07 млн человек, в то время как у занимающего вторую строчку Mail.ru и вовсе наблюдался отток на 0,2% — до 62,75 млн пользователей. Замыкающая тройку соцсеть «ВКонтакте» лишилась 0,8% российской аудитории и на сегодня имеет 58,62 млн юзеров.
И это несмотря на то, что в 2014 году правительство предприняло целый ряд мер для увеличения уровня проникновения интернета в регионах.
Наиболее активными пользователями сети по-прежнему остаются проживающие в развитых регионах страны молодые люди в возрасте 16–29 лет, 96% которых заходят в интернет как минимум раз в месяц. А среди людей старше 55 лет число интернет-юзеров все еще не превышает 25%.
В стране по-прежнему сохраняются трудности с внедрением необходимой интернет-инфраструктуры. По подсчетам J'son & Partners Consulting, широкополосный доступ в сеть к концу 2014 года имели почти 30 млн домохозяйств, а 68% российских интернет-пользователей хотя бы раз выходили в сеть с мобильных устройств. Особенно в развитии интернета преуспели в сельской местности Приволжья, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. В то же время доступа к сети по-прежнему лишены, по данным TNS, более 34 млн жителей небольших населенных пунктов. Вряд ли можно ожидать существенных улучшений по этому пункту.
Cнижение темпов экономического роста в 2015 году приведет к замедлению прокладки оптоволоконных линий связи и уменьшению объемов инвестиций в мобильную связь в удаленных регионах России.
Об этом в рамках РИФ+КИБ заявил и министр связи Николай Никифоров. В своем выступлении он обратил внимание на такие проблемы развития интернета, как сокращение в 2015 году средств на проведение оптоволокна в регионы с 14,5 млрд до 11,5 млрд руб.
Уменьшение объемов инвестиций в построение сетевой инфраструктуры, несомненно, замедлит скорость проникновения интернета в регионы, считает аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев. Но не это, по словам эксперта, является основной причиной низких показателей прироста аудитории рунета.
«Тут напрашиваются аналогии с мобильной связью, где в свое время рынок также пережил пользовательский бум, а затем прирост абонентской базы постепенно снизился. Но постепенно интернетом будет пользоваться все большее число россиян, чему будет способствовать перевод большинства государственных услуг, документооборота и платежей в электронный формат», — говорит Чернышев.
Однако этого не удастся достичь без серьезных объемов господдержки, поскольку частные компании расценивают развитие интернета в регионах как долгосрочный проект и не горят желанием инвестировать в построение там оптоволоконных и мобильных сетей.
«Для частного бизнеса гораздо интереснее вкладываться в развитие мобильного интернета, который уже является основным драйвером роста выручки для сотовых операторов, IT-компаний и разработчиков приложений», — подытожил эксперт.
Именно ростом мобильного сегмента сети объясняется популярность в России предустановленного практически во всех смартфонах на OC Android поисковика Google и имеющего удобную мобильную версию «ВКонтакте». Их месячная аудитория составляет более 13 млн и 11 млн пользователей соответственно.
Если же говорить в целом, то, по оценке главы РАЭК Сергея Плуготаренко, объем российского интернет-рынка сервисов и контента в 2014 году составил 1 трлн руб., а объем интернет-зависимых рынков — 7 трлн руб.
В то же время рынок интернет-рекламы вырос на 18% — до 84,6 млрд руб., а сегмент электронной коммерции увеличился на 42% и достиг 645 млрд руб.
Генеральный директор REG.RU Алексей Королюк в свою очередь заявил, что в России «связь и интернет окончательно превратились в товар первой необходимости, так же как продукты питания и медицинские товары».
Напомним, в начале апреля исследование по развитию интернета в России представил и «Яндекс». По подсчетам экспертов компании, аудитория рунета составляет 72,3 млн человек, а прирост интернет-аудитории остался на уровне 2013 года и составил 9%.