— Данные исследовательских компаний говорят, что в России во втором квартале 2015 года наметилось падение продаж смартфонов, в том числе и устройств В-брендов. Как на этом фоне Micromax планирует отвоевать себе долю на российском рынке?
— Доля Micromax на российском рынке, наоборот, лишь возрастает, во втором квартале 2015 года мы смогли реализовать 600 тыс. устройств. Во многом это происходит потому, что мы оперативно среагировали на рыночную ситуацию и ввели в свой продуктовый портфель несколько продуктов в ценовом сегменте ниже 5 тыс. руб.
Кроме того, у Micromax налажено сотрудничество с «Мегафоном» и «Билайном», что позволило нам в несколько раз нарастить продажи моделей в нижнем ценовом сегменте. Ну и стоит помнить, что, помимо России, позиции Micromax сильны еще на нескольких рынках развивающихся стран.
— А в каких странах, помимо Индии и России, официально присутствует Micromax?
— Мы уже работаем в Бангладеш, Непале, Шри-Ланке и ОАЭ. При этом Micromax также планирует выйти на рынки стран СНГ, входящих в Таможенный союз.
— Ваша продукция в основном ориентирована на нижний и средний ценовой сегмент?
— В связи с кризисом в России мы изначально придерживались стратегии вывода на рынок смартфонов в среднем и нижнем ценовом сегменте. В то же время в Индии мы успешно реализуем аппараты и выше среднего ценового сегмента, такие как флагман А350. В обозримой перспективе мы планируем выводить такие аппараты и на российский рынок. До конца следующего квартала Micromax представит восемь новых моделей, из которых четыре находятся в ценовом сегменте выше 7 тыс. руб.
— Как вы оцениваете конкуренцию на российском рынке? Какие из рыночных особенностей удивили вас больше всего?
— Наибольшее удивление вызвала структура российского рынка.
Ведь 80% розницы в России контролируют крупные сетевые ритейлеры и торговые сети сотовых операторов. В Индии же, наоборот, около 80% составляют мелкие региональные и частные сети.
Поэтому мы сразу поняли, что в России для укрепления на рынке необходимо смотреть на нужды и требования крупных ритейлеров. Если же говорить о конкуренции, то в России широко представлено не так много брендов, но все они присутствуют на рынке уже довольно давно. Так что если мы справимся с их давлением, то сможем отвоевать себе часть рынка.
— Насколько тяжело договариваться о партнерстве с крупными сотовыми ритейлерами?
— Переговоры с ними обычно проходят довольно тяжело, ведь конкуренция между самими ритейлерами также весьма высока.
Кроме того, они хотят зарабатывать за счет больших брендов, поскольку те известны покупателям и их можно выставить на витрину.
Так что нам необходимо серьезно работать над повышением уровня продаж.
— Планирует ли Micromax сотрудничать с российскими разработчиками приложений и заниматься спецификацией смартфонов для российского рынка?
— Мы уже предустанавливаем российские приложения для продаваемых в стране смартфонов. В частности, на наших аппаратах появилось приложение «Одноклассники.Ru», и мы уже ведем переговоры с разработчиками приложений на основе системы ГЛОНАСС.
— Обсуждали ли вы возможность предустановки поиска и приложений «Яндекса»?
— Мы несколько раз встречались с представителями «Яндекса» и с удовольствием разместим их приложения на наших аппаратах, если со стороны российской компании не прозвучат требования поставить их на первую страницу вместо аналогов от Google.
— Помимо Google Android, Micromax также выпускает смартфоны на мобильной ОС Microsoft. Рассматриваете ли вы вариант создания аппарата на других ОС, включая Samsung Tizen и Sailfish?
— Из 1,5 млн ежемесячно продаваемых нами смартфонов большинство функционируют на Android. Но через несколько месяцев мы запускаем в продажу планшет на операционной системе Windows 10.
В целом компания абсолютно открыта к выбору операционной системы и мы готовы рассмотреть все возможные варианты.
— Где производятся компоненты и осуществляется конечная сборка гаджетов Micromax?
— Около 95% наших производственных мощностей расположено в Китае, однако индийское правительство, как и у вас в стране, выступает за импортозамещение производства, так что доля производства в Индии в последнее время возрастает.
Однако пока что в Индии не налажено производство процессоров и прочих компонентов, так что у нас в стране мы осуществляем только конечную сборку аппаратов.
— Какие меры принимает Micromax для маркетингового продвижения бренда на мировом рынке?
— В 2014 году во всех странах нашего присутствия стартовала рекламная кампания, главным лицом которой стал голливудский актер Хью Джекман.
Аналогичную рекламу в России мы запустили в конце прошлого года. Все знают, что популярные актеры играют существенную роль в общемировом процессе продвижения брендов. Мы надеемся, что и от нашей рекламной кампании будет схожий эффект.
— Каким вы видите будущее смартфонов? Какие из мобильных устройств будут пользоваться популярностью в обозримой перспективе?
— В первую очередь наверняка увеличится размер экрана, ведь потребителям хочется в одном устройстве совместить функции смартфона и планшета. Кроме того, на рынке будет расти число новых моделей смартфонов от разнообразных B-брендов. Потребность рынка в гаджетах с самыми последними спецификациями приведет к тому, что новые модели будут появляться на рынке каждые полтора-два месяца.
Еще одним трендом постепенно становятся носимые гаджеты, в том числе «умные» часы. Micromax видит этот тренд и в скором времени презентует свои смарт-часы, разработка которых уже ведется в настоящий момент. Кроме того, в Индии мы уже вышли на растущий рынок Smart TV и ведем переговоры с рядом ритейлеров о продаже наших телевизоров в России.