Мобильная операционная система Windows Phone — неплохая платформа с большими проблемами. Многие популярные приложения для iOS и Android попросту на ней не доступны. Более того, магазин приложений Microsoft наполнен подделками, причем некоторые из них входят в топ-100 самых популярных программ для платформы.
Подробное исследование о ситуации на рынке приложений для Windows Phone опубликовала исследовательская компания Jackdaw Research.
В частности, в нем сообщатся, что поиск в магазине приложений по названию Swing Copters — так называется популярная мобильная игра от создателя Flappy Bird — выдает 25 результатов. Все эти приложения — подделки, так как Swing Copters официально не выходила на Windows Phone.
Из 100 самых популярных приложений на Windows Phone 38 доступны на iOS и Android, еще 38 — примитивные приложения, например фонарики. Также доступны 9 приложений, которые призваны заменить популярные программы, еще не дошедшие до Windows Phone — например, мессенджер Snapchat. Оставшиеся 8 — подделки, а 7 выпущены самой Microsoft.
Появление приложений на iOS и Android отделяет от появления на Windows Phone в среднем 200 дней. Платформа от Microsoft практически никогда не получает приложения в числе первых.
В исследовании также отмечается, что, возможно, у Microsoft никогда не получится изменить ситуацию. Доля Windows Phone на рынке мобильных ОС достигала 3,4% в четвертом квартале 2013 года, но с тех пор понизилась до 2,8%, подсчитали аналитики IDC. Из-за этого разработчики не видят особого смысла писать для нее приложения. Недостаток приложений, в свою очередь, отталкивает пользователей, и они переключаются на другие платформы. Из-за этого популярность Windows Phone продолжает снижаться, равно как и интерес разработчиков.
По мнению аналитиков Jackdaw Research, выход Windows 10 не поможет мобильной платформе. В самой Microsoft утверждают, что после выхода очередной версии операционной системы программисты смогут делать приложения для ПК, планшетов и смартфонов, не прилагая особого труда для каждой новой платформы. Но эксперты подчеркивают, что приложения, которые требуются пользователям смартфонов, как правило, отличаются от тех приложений, которыми они пользуются на ПК.
Аналитики рекомендуют американской компании выпустить действительно хороший флагманский смартфон, а также объяснить, чем именно отличается Windows Phone от других платформ. Кроме того, ей необходимо каким-то образом убедить разработчиков, что они смогут заработать на Windows Phone, констатируют исследователи.
Microsoft уже сейчас много делает для того, чтобы повысить популярность своей платформы, — это и мероприятия для разработчиков, и инструменты для разработки, отмечает технический директор компании Redmadrobot Артур Сахаров. Однако эти меры оказываются неэффективными, и дело не в технических сложностях. «Главная проблема — это мотивация разработчиков, а ее сложно добиться, если нет клиентской базы», — рассказал он «Газете.Ru».
Флагманский смартфон помог бы решить проблемы, но его выпуск — технически очень сложно реализуемая задача из-за производственных мощностей Microsoft, говорит Сахаров. «Исследование не врет, но реализовать это не так просто, и не потому, что в руководстве компании не те люди, а потому, что не выстроена производственная цепочка, — подчеркивает он. — На это требуется время: так, Apple для того, чтобы выстроить цепочку, понадобилось 10 лет».
«Когда Android вышел на рынок, он стал отдушиной для всех, кому не нравилась iOS. Android открыт, он гибок, он предоставляет значительно больше свободы, — рассуждает директор по развитию бизнеса разработчика приложений Altarix Дмитрий Рыжков. — Windows Phone взял что-то из платформы Apple, что-то из Android, но кроме оригинальной визуальной идеи не смог предложить что-то по-настоящему новое». Пользователи не понимали, зачем им переходить на новую платформу, а разработчики, не видя массового интереса со стороны пользователей, не портировали свои приложения, при том что сама платформа вполне жизнеспособна, отметил Рыжков в разговоре с «Газетой.Ru».
Опыт показывает, что для успеха платформы нужен или качественный контент (кейс Apple), и тогда за ним придут пользователи, или пользователи (кейс Google), наличие которых будет мотивировать контент-провайдеров. Microsoft пытается найти новые ходы: покупка подразделения мобильных устройств Nokia, создание собственного бренда, смена парадигмы на разработку универсальных приложений в Windows 10 — все это потенциально может помочь привлечь разработчиков, убежден эксперт.