— Владимир Николаевич, МЧС приступило к ликвидации подведомственного предприятия — ФГУАП МЧС России, которое более десяти лет занималось доставкой гуманитарных грузов и переброской спасателей. Почему ликвидируется предприятие?
— Предприятие работало десять лет, и работало очень эффективно. Но воздушные суда устаревают. А чем техника старее, тем больше она требует обслуживания, ремонта и денежных вложений. Сейчас встал вопрос о замене старых воздушных судов на новые. Но вы знаете о ситуации, которая у нас складывается в стране. И бюджет нашего ведомства тоже не увеличивается. Поэтому мы пришли к выводу, что надо искать новые формы и методы работы. Летом прошлого года было принято решение о создании вместо ФГУАП новой компании, которая бы соответствовала требованиям сегодняшнего дня и мировым стандартам по всем показателям.
— Чем будет принципиально отличаться работа создаваемого федерального государственного бюджетного учреждения «Авиационно-спасательная компания» МЧС России (АСК) от работы ликвидируемого предприятия?
— Наша авиация не совершает плановые рейсы. Она выполняет внезапно возникающие задачи: доставка оперативной группы и спасателей, гуманитарной помощи, вывоз, эвакуация пострадавших, санитарная эвакуация. Очень много задач, которые возникают внезапно. При этом во всем мире летчики только летают, а технические вопросы: предполетное обслуживание, техническое обслуживание проводят специалисты, которые имеют на это лицензию. И, соответственно,
мы пришли к тому, что все техническое обслуживание будет возложено на стороннюю организацию.
— То есть техническое обслуживание будет переведено на аутсорсинг?
— Да, это будет так называемый аутсорсинг.
— Список подрядчиков уже есть?
— Пока нет. Подрядчики будут отбираться по конкурсу. На основании ст. 44 федерального закона будет объявляться тендер на каждый вид обслуживания. С теми, кто выиграет, заключат госконтракты.
— А что будет с сотрудниками ФГУАП, которые занимались обслуживанием самолетов?
— Часть сотрудников будет сокращена. Останется необходимый минимум людей, которые способны подготовить воздушное судно при совершении полетов. Допустим, вылетает самолет из Внуково, прилетает в аэропорт Салехарда. А там нет никого, кто может обслуживать лайнер и подготовить его к вылету. Соответственно, у нас предусмотрен штатный персонал, который на месте будет обеспечивать вылет данного судна. Раздувать штат и создавать огромную компанию, в которой будет полтысячи сотрудников, не имеет смысла.
— Во ФГУАП работало почти 400 сотрудников. Сколько человек будет работать в АСК?
— Предполагается, что в компании будут работать 175 человек. Пока мы набрали только летный состав — это 84 пилота. И теперь нужно набрать 90 человек техников, бортпроводников и т.д. При этом мы хотели бы, с одной стороны, омолодить компанию, ведь средний возраст сотрудников ФГУАП составлял 50 лет и выше, а с другой — платить людям достойную зарплату. Во ФГУАП были низкие оклады, на которые шли работать люди предпенсионного возраста. Сейчас мы набираем сотрудников в возрасте от 26 до 40 лет.
— Зарплаты в новой компании будут выше?
— Мы постарались довести зарплаты в новой компании до уровня зарплат в гражданской авиации.
Летчики будут получать в нашей компании не менее 300 тыс руб., бортпроводник — не менее 100 тыс.
— Когда новая компания заработает?
— Комплектация штатов должна завершиться в марте, но компания уже работает. Еще в декабре в компанию передали воздушные суда ФГУАП. С 20 декабря 2015 года сотрудники АСК приступили к дежурствам. За это время компания уже налетала 100 часов. Были сделаны два международных рейса по доставке гуманитарной помощи в Киргизию и Таджикистан. Кроме того, была осуществлена доставка оперативных групп для ликвидации торфяных пожаров в Иркутскую область и в Республику Бурятия. То есть на праздники компания не только дежурила, но и выполняла рейсы по доставке наших оперативных групп по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
— Вы сказали о том, что техника уже передана новой компании. Что это за воздушные суда и есть ли среди них новые самолеты?
— На данный момент в авиационной компании есть семь воздушных судов. Это пять Ил-76 и два Ан-148. Кроме того, в декабре прошлого года мы приняли на вооружение еще два новых воздушных судна Sukhoi SuperJet-100. Сейчас идет процедура получения всех необходимых сертификатов для эксплуатации этих машин. Уже в конце января самолеты будут полноправно стоять в строю нашей авиационно-спасательной компании. Также в прошлом году министром было подписано соглашение с авиазаводом в Ульяновске о том, что в течение 2017–2019 годов нам будут поставлены шесть самолетов Ил-7690А взамен наших Ил-76ТД.
— Кстати, по поводу обновления технической базы хотелось бы поинтересоваться: авиация МЧС не планирует менять аэропорт базирования, ведь Раменское довольно старый порт?
— Мы десять лет базировались в Раменском. Но сейчас этот аэропорт не отвечает сегодняшним международным требованиям. Например, там имеются проблемы с расчисткой взлетной полосы, потому что там нет регулярных рейсов. Расчистка полосы производится в определенное время. Если выпал снег ночью, возникает проблема. А мы должны быть готовы к отправке в любой момент. Соответственно, мы идем туда, где все цивилизованно и развито и можно вылететь в любое время суток.
— Куда?
— На сегодняшний день спланировано базирование наших воздушных судов в аэропорту Внуково. Мы заключили уже ряд соответствующих договоров…
— Будет ли новая компания совершать коммерческие рейсы?
— АСК является бюджетным учреждением, как и все остальные авиационно-спасательные центры. В уставе у нее прописано, что предприятие имеет право зарабатывать деньги. Сейчас идет оформление сертификата эксплуатанта, который позволит выполнять коммерческие рейсы. Естественно, никто никаких пассажиров возить не будет, а вот доставка грузов по договорам с организациями возможна.
— А если возникнет ЧС?
— У нас пять самолетов Ил-76. Они все исправны. При этом на ЧС вылетает максимум два-три самолета. Зато за счет коммерческих рейсов можно будет повышать сотрудникам зарплаты, выплачивать дополнительные премии и так далее. Кстати, в былые времена это были значительные суммы от такого использования воздушных судов. При этом я хотел бы подчеркнуть, что выполнение коммерческих задач для нас — дело второстепенное. В первую очередь наша задача — это спасение людей. Только в прошлом году авиация МЧС доставила сотни тонн гуманитарной помощи в Непал, Таиланд, Индию, Болгарию, Казахстан, Сирию, Финляндию, Германию, Сан-Доминго, Испанию, Таджикистан. В общем, мы работали по всему миру, где возникали чрезвычайные ситуации.
— Владимир Николаевич, раз уж мы заговорили о международных операциях, не могли бы вы рассказать о том, как работали спасатели на месте крушения нашего самолета А321 в Египте. Действительно ли там активно использовались беспилотники?
— На месте крушения была довольно сложная обстановка — практически зона боевых действий. Все было под охраной. Обломки самолета были разбросаны по огромной территории. Поэтому для поиска использовались беспилотные летательные аппараты со специальной аппаратурой, которая передавала на планшетник координаты, где находились вещи или части лайнера. И уже потом к ним выезжали спасатели.
— Сколько беспилотников используется в МЧС?
— На сегодняшний день у нас создано 89 центров беспилотных летательных аппаратов — то есть в каждом региональном управлении. Всего же на вооружении МЧС состоит 287 беспилотных летательных аппаратов: вертолетного типа — 245 и самолетного — 42. И они себя очень хорошо зарекомендовали. С помощью беспилотников ведется мониторинг лесных пожаров и ледовой обстановки на реках. При этом они дешевы в использовании.
В этом году ведомство планирует закупить еще 422 аппарата. Так что к концу года в МЧС будет использоваться 709 беспилотников.
— Вопрос возникает: сколько стоит один аппарат?
— Цена аппарата зависит от количества времени, которое он в воздухе находится, и от его функциональных возможностей. Например, цена аппарата «Фантом-3» со всем оборудованием составляет 190 тыс. В воздухе он может находиться 25 минут, но при этом держит порыв ветра до 15 м/с. Но есть и более серьезные и дорогие машины, которые стоят по 1,4 млн руб.
— Владимир Николаевич, в ваших руках, грубо говоря, вся авиация. Какие задачи на этот год, на ближайшее время ставите основные, если коротко их обозначить?
— Первая задача — это, конечно, в полной мере организовать работу авиационно-спасательной компании. Ее укомплектовать. И соответственно, чтобы она в полном объеме начала выполнять задачи. Второе — развитие и совершенствование работы авиационно-спасательных центров, повышение жизненного и социального статуса сотрудников, которые проходят там службу. Ну и огромный пласт — это развитие авиационно-спасательных технологий, применение новых способов и методов спасения и с помощью вертолетов, и с помощью беспилотных летательных аппаратов. Третье и четвертое — это развитие оснащения беспилотной авиации. Завершение создания центров беспилотной авиации. У нас практически в каждом пожарном отряде государственной противопожарной службы, в каждой специализированной пожарной части должен быть создан отдел. И мы в этом году должны это все сделать.