В станице Кущевская, прославившейся на всю страну в 2010 году после разоблачения орудовавшей там кровавой банды, разгорается церковный скандал. Когда представители Ейской епархии зашли в местный храм Иоанна Богослова, его отстраненный настоятель протоиерей Николай Запорожец выстрелил в них из дробовика.
Епархиальный секретарь протоиерей Александр Ковалев рассказал «Газете.Ru», что бывший настоятель стрелял со стороны двора.
В людей не целился, больше для острастки — поверх голов. «Это видели многие, но полиция не хочет предпринимать действий. Наверное, боятся резонанса, чтобы опять Кущевка не прогремела», — делится секретарь епархии. Выехавшие на место полицейские со служебной собакой рвения в поиске не проявили, выяснив лишь, что на отца Николая оружие официально не зарегистрировано.
По словам Ковалева, бывший настоятель неоднократно угрожал штатному священнику, звонил с угрозами и отцу Александру. Например, говорил, что устроит «Кущевку-2» (очевидно, имея в виду совершенное в 2010 году убийство 12 человек в доме местного фермера) и могут пострадать дети секретаря.
«Долгое время терпели. Он написал заявление об уходе на покой, его не удовлетворяли, в конце концов решили удовлетворить. Тогда протоиерей Николай начал выносить из храма церковную утварь. Чтобы предотвратить разворовывание храма, заварили калитку, соединяющую его дом с церковным двором»,
— рассказал Ковалев.
Год назад в Краснодарском крае образовали пять отдельных епархий, в том числе Ейскую. Ее возглавил епископ Герман (Камалов), приход которого неоднозначно воспринят местным духовенством. Как писала «Газета.Ru», в январе похожий скандал произошел в Михайловском храме Ейска — его настоятель архимандрит Серафим (Кошель) был снят с должности и отказался подчиняться епископу Герману, на сторону батюшки перешли сотни прихожан.
Отправленный на покой отец Николай в раскол уходить не собирается — по его словам, он станет обычным пенсионером и будет кормить птиц.
При этом заслуженный протоиерей уверен: с ним поступили несправедливо, а правящий архиерей «рубит с плеча», не задумываясь о последствиях административной чехарды.
Протоиерей Николай описывает события, произошедшие на следующий день после праздника Благовещения, по-другому: его телеграммой вызвали на прием к епископу Герману, тогда же в храм пришли представители епархии, чтобы принять дела.
«Смотрю, бежит благочинный, монахи из Тимашевского монастыря с ним, несут сварочные аппараты. Ушел в свой дом за забор, ни с кем конфликтовать не стал»,
— признается батюшка. Отрицает он и обвинения в стрельбе — ружья никогда не имел, да и не стал бы под старость грех на душу брать.
В пресс-службе ГУ МВД по Краснодарскому краю «Газете.Ru» сообщили, что по заявлению о стрельбе во дворе храма проводится проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 330 УК РФ (самоуправство).
Храм за взятку
Протоиерей Николай вырос на Кубани, и даже 20 лет службы в храме Воскресения Словущего на Арбате не добавили ему столичного лоска. Батюшка говорит образно, по-народному, за крепким словцом в карман не полезет. Служившие с ним священники с улыбкой вспоминают, как на праздничной трапезе в присутствии районного начальства тот называл главу Кущевской то «косым», то «упырем».
«На этот приход меня назначили в 1986 году.
Впервые увидел старый храм — маленькое турлучное (из обмазанного глиной камыша) здание с одним оконцем, весь затрясся, со мной чуть припадок не случился — неужели оставшиеся годы проведу в такой убогой халупе!» — вспоминает он.
До революции в станице был казачий храм, в 1930-е годы его разрушили. Когда в Кущевскую пришли немцы, они разрешили священнику служить в землянке, потом церковь выкупила покосившийся турлучный дом. Без ремонта он простоял до середины 80-х. Став настоятелем, отец Николай начал добиваться разрешения на строительство храма.
«Совет по делам религий тогда находился в Москве. Сколько за полтора года перевозил туда и гостинцев, и того, что шелестит, — кубометрами,
— делится батюшка. — В итоге добился разрешения на строительство. А земли-то нет, у местных депутатов-коммунистов ее не выпросишь. Опять пришлось взятки раздавать — тому четыре раза дал, другому. Возили по три тонны сахара, по 60 ящиков водки, колбасу…»
Секретарем райкома партии на тот момент был Иван Петренко — сегодня первый заместитель председателя законодательного собрания Краснодарского края, член фракции «Единой России». «Иван Михайлович был идейный коммунист, бессребреник — ничего ни от кого не брал. Начал стройку, а он говорит: отец Николай, у меня ржавого гвоздя для тебя нет, делай что хочешь, но обходи меня стороной — лучше будет. Слава Богу, не мешал, уже это для меня большая помощь была», — рассказывает протоиерей.
Непривычно для тех, кто не застал СССР, звучит и история про строительство. Через знакомого снабженца настоятель вышел на завод железобетонных изделий под Анапой.
«Договорились так: блоки покупаю по государственной цене, а сверху 10 рублей за каждый блок плачу директору, 5 рублей главному инженеру и 25 рублей Анне Ивановне, она у них самой главной была. Плюс 150 килограммов мяса. Блоки были дешевыми, деваться было некуда — заплатил. Только блат, по блату вся страна тогда и жила, и строилась»,
— делится секретами отец Николай. Таким же путем получили лес — его из Ростова сплавляли на баржах в Турцию, по пути кубометры «оседали» в Кущевской.
В марте 1996 года храм открыли. Нельзя избежать и щекотливого вопроса — помогала ли приходу семья Цапков (братья Цапки, как утверждало следствие, являлись главарями действовавшей в Кущевской банды. — «Газета.Ru»). «Когда храм открыли, братья Николай и Сергей учились один в шестом классе, другой в седьмом. Как они могли помочь? — разводит руками отец Николай. —
Сама Цапчиха в церковь не ходила, когда убили старшего сына, пришла помянуть и требовала самую дешевую свечку — были по три рубля, по шесть рублей, по десять. Она за три рубля взяла».
Благочинный «жучки» расставил
Протоиерей служил все эти годы, регулярно получая высшие церковные награды — ордена князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, Даниила Московского, митру, право служить с открытыми царскими вратами. Гордится, что в храме не было ни одной кружки для сбора пожертвований, а в других приходах их больше десятка понаставят.
Все изменилось, когда весной 2013 года при разделении Кубанской образовалась Ейская епархия, во главе которой стал епископ Герман. Плюс вышло распоряжение о возрастном цензе для священников — батюшек, которым за 70, стараются убирать с настоятельских мест.
В храме Иоанна Богослова тревожный звонок раздался, когда в Рождественский пост перевели на другой приход священника Сергия Лысенко. «Он здесь всем был знаком — образованный, благородный, безотказный работяга, набожный очень, — продолжает отец Николай. — А его с болеющей матушкой, четырьмя детьми перевели в какой-то хутор.
Бабушки вышли на ступеньки, шум подняли. Собрали 4 тысячи подписей с просьбой оставить его, епископ ходатаев высмеял и вытолкал».
Вместо отца Сергия пришел назначенный владыкой Германом благочинный. Настоятель удивился — священник почти не служил, являлся только за зарплатой, которую сам себе определил в 45 тысяч рублей. Зато искал по станице компромат на отца Николая, якобы даже «жучки» в алтаре расставил. Решив, что в новых условиях настоятельство не потянуть, пожилой священник написал заявление об уходе на покой. Три месяца ответа не было. Пока в храм не пришли представители епархии.
«И так все всем понятно»
Второй день протоиерей Николай на пенсии — говорит, что не собирается никуда жаловаться, кому-то что-то доказывать. «И другим не советую. Есть старый анекдот: Моня ходит по городу, расклеивает пустые листки. Спрашивают: зачем, Моня, их клеишь? А он: зачем писать? И так всем все понятно. Смысла биться не вижу, лучше чернила пожалеть», — улыбается священник.
На заслуженном отдыхе продолжит подкармливать птиц — каждый год покупает по четыре мешка семечек и разбрасывает по двору. Голодными не остаются ни грачи, ни сайки, ни любимые воробьи.
«Про «жучки» — все глупости, если бы мы действительно вели записи, весь YouTube бы их засмотрелся», — отвергает обвинения секретарь епархии.
Насчет того, что новый благочинный не служил — так настоятель его сам в алтарь не пускал.
Были вопросы к 76-летнему протоиерею, как говорит секретарь, и с церковной стороны: богослужебные просфоры в алтаре покрылись плесенью, священнические облачения валялись в пыли, там же горкой лежали церковные книги. Регент хора вообще ответил, что человек неверующий и пел только за зарплату. Кстати, другие пожилые священники епархии спокойно служат в своих храмах, никакого протеста не выражают, сообщил секретарь. Протоиерей Александр полагает, что история с отцом Николаем вызвана одним: пожилой священник неверно воспринимает свое место в храме, считая его не домом Божиим, а личной вотчиной.