Второй месяц нет мира между православными Ейска — курортного городка на берегу Азовского моря. В начале января настоятель местного храма Михаила Архангела архимандрит Серафим (Кошель) за непослушание правящему архиерею, епископу Ейскому и Тимашевскому Герману (Камалову), снят с должности и запрещен в священническом служении. За архимандритом ушли не только многие прихожане, но и второй священник храма отец Игорь Киргизин. Подобную картину можно наблюдать в разных городах страны после инициативы патриарха Кирилла раздробить крупные церковно-административные территории.
Сегодня не подчиняющаяся решению епископа ейская община собирается в одноэтажном Доме милосердия — бывшей богадельне. О том, кто прав в церковном конфликте, в котором архимандрит демонстративно противопоставил себя архиерею, а верные епископу священники сбрасывали прихожанок со ступенек храма, журналист «Газеты.Ru» разбирался на месте событий.
Не своя рука владыка
На будничной вечерней службе в храме Михаила Архангела всего несколько прихожан. Зато больше сотни верующих собрались во дворе Дома милосердия. Узнав о приезде СМИ, некоторые даже отпросились с работы. Среди пришедших в основном пожилые женщины. Есть и несколько мужчин средних лет.
Один из них, ейчанин Евгений Настин, участвующий в жизни общины больше 15 лет, с волнением показывает на храмовый комплекс по ту сторону забора: «Вы видите купола прекрасных храмов, парк, который мы отвоевали и сделали место отдыха для всех горожан. Видите Дом милосердия, в котором доживали последние годы несколько пожилых человек. У нас была столовая, в которой кормили до 100 человек в день, даже зверинец с павлинами и барашками. Но перед Рождеством ни с того ни с сего наш архимандрит Серафим, который находился на лечении, был снят с настоятельства. Произошел настоящий рейдерский захват».
Собравшиеся во дворе одноэтажного дома женщины наперебой рассказывают о событиях начала января. Работница церковной лавки Анна Стадниченко вспоминает:
около 11 часов пятницы, 3 января, в закрытую на крючок дверь храма (в это время читали молитву, лавку не на кого было оставить) стали стучаться неизвестные люди, один из которых был в рясе.
Когда пожилая женщина открыла, гости первым делом потребовали сдать кассу: за неполные пять дней накопились скромные 6730 руб. По словам прихожан, лишь через несколько часов после неожиданной инвентаризации им объяснили, что настоятель архимандрит Серафим, отстроивший храм и руководивший им с 1996 года, снят с должности епископом Германом.
Ейская епархия была образована весной прошлого года — несколько лет по инициативе патриарха Кирилла крупные церковно-административные территории, как правило, совпадавшие с границами региона или даже включающие несколько субъектов Федерации, дробятся. Официальное объяснение этому — назначение новых епископов, которые станут ближе к народу. Уже в ряде епархий приход архиерея сопровождался скандалами, так как местные батюшки отказывались ему подчиняться.
Кто-то объясняет это меркантильными интересами: епископ назначает на ключевые (читай: доходные) приходы своих людей. Для прежних настоятелей это не только понижение статуса, но и личная обида. Ведь храм возводили они, а ручейки из церковных кружек потекут в карманы рясы нового священника.
Решением синода от 13 марта 2013 года епископ Герман был назначен на ейскую кафедру. Сторонники архимандрита Серафима рассказывают, что своим владыка для верующих так и не стал.
«Приход Германа начался с шашечной игры в епархии: с одного храма сняли настоятеля, с другого благочинного сняли, — перечисляет прихожанка Галина Лазовская. — И все на праздники. Когда началась борьба за наш приход, задаю вопрос: почему именно перед Рождеством, в последние дни поста? Почему не нашлось ни одного благоразумного советника у епископа, который бы предложил подождать?»
Священников разнимала полиция
В итоге ни архимандрит Серафим, ни прихожане не подчинились указу епископа. Перед носом нового настоятеля протоиерея Романа Дейнеги захлопнули дверь. Несколько старушек, сменяясь, дежурили внутри, спали в церковной лавке. 5 января положить конец противостоянию решил сам епископ Герман. Но несколько десятков верующих, плотным кольцом обступившие ступеньки храма, его не пустили. С другой стороны стояли прихожане, подчинившиеся воле владыки Германа.
Произошла потасовка: прибывшие с архиереем священники и пономари попытались спихнуть бабушек со ступенек. Чуть не дошло до рукоприкладства, между сторонами встала цепь полицейских.
«Я стояла в первых рядах, было действительно страшно, — вспоминает прихожанка Любовь Королева. — Священники, дьяконы и пономари расталкивали бабушек. У них были зомбированные выражения лиц: дана команда «Фас!» — на любого пойдут».
Депутат ейского районного совета Александр Батуринец добавил, что только благодаря вмешательству мэра города Валерия Кулькова не дошло до кровопролития.
Храм в итоге перешел епархии. Сторонники архимандрита Серафима со слезами на глазах делятся: замки в храмы Михаила Архангела и блаженной Ксении Петербуржской, часовни в честь благоверных Петра и Февронии Муромских срезались «болгарками». Запертые Царские врата главного храма выбивали плечом и ногами.
Новый настоятель отец Роман дополнил уже со своей стороны: 3 января, когда ревизионная комиссия пришла описать утварь, иконы, имущество прихода, почитатели прежнего настоятеля «начали агрессивно себя вести»: «В отношении нас применили грубую силу, вытолкнули из храма».
Нового настоятеля просто не пускали внутрь, все доводы о подчинении церковному начальству вызывали, как говорит настоятель, еще большую негативную реакцию, люди не хотели ничего слышать.
Собеседник признается, что оставшиеся прихожане молятся об их вразумлении. В противном случае, рассуждает батюшка, строптивцев ждет путь раскола: «Без епископа церковь не может существовать, что мы видим на примере старообрядчества: порвав с церковью, они сами разделились на десятки толков и течений».
Потом с членами «прихода в изгнании» встретился глава Кубанской митрополии митрополит Исидор (Кириченко), пообещавший донести их обращение — а в поддержку архимандрита Серафима подписались более 1,5 тыс. ейчан — до патриарха Кирилла. Прошел месяц, никакой реакции из Москвы нет. Не пошедшие за епископом прихожане собираются в Доме милосердия, где организована импровизированная молельня.
Акт неповиновения
Указ о смещении с должности отца Серафима возник не на пустом месте. И новому епископу не хотелось ссориться с авторитетным и любимым прихожанами батюшкой. Но, утверждают в ейской епархии, архимандрит сам пошел на открытый конфликт с начальством.
Секретарь епархии протоиерей Александр Коваленко рассказал, что изначально новый епископ предложил настоятелю отдать под епархиальное управление двухэтажное кирпичное здание во дворе храма. В нем планировалось открыть приют для десятка мальчишек: отец Серафим договорился с атаманом Кубанского казачьего войска, вице-губернатором Краснодарского края Николаем Долудой, что воспитанные в приюте беспризорники перейдут в казачьи кадетские корпуса. Но длительное время здание оставалось лишь пустующим коробом, туда даже газ не подвели, и сегодня оно используется для хранения дров. Отец Серафим отказал епископу, и, продолжает отец Александр, «вопрос был закрыт».
«После этой истории архимандрит полностью игнорировал епархиальное управление: не участвовал ни в одном мероприятии, не являлся на епархиальные собрания, — говорит отец Александр. — Даже общее богослужение на Пасху и другие большие праздники пропускал. Приезжал митрополит Исидор — архимандрит Серафим не пришел. Когда епископ Герман на престольный праздник Михаила Архангела прибыл служить в храм, он демонстративно не явился: перед самой службой заявил, что болеет. Такой акт неповиновения».
Толчком к конфликту, считает епархиальный секретарь, стала жалоба группы прихожан на отца Серафима: порядка 20 верующих заявили, что с иконы в храме пропало золото, а настоятель ведет себя грубо, не чурается бранных слов. Письмо поступило только с подписями без расшифровки, епархия не придала ему значения. Но патриархия, куда был отправлен второй экземпляр, потребовала разобраться.
Епископ Герман вызвал архимандрита и предложил ответить на жалобу, настоятель в ответ прислал адвоката.
Демонстративный конфликт с архиереем привел к тому, что епархиальный совет поддержал решение архиерея об освобождении отца Серафима с должности настоятеля и запрещении ему священнослужения. Указ об этом архимандрит брать отказывался. Как и посланную ему домой телеграмму. Второй священник храма, отец Игорь, встал на сторону настоятеля и поддержавших его прихожан.
«Сейчас они в запрещении священнослужения: не имеют права совершать службы, носить крест и рясу. Дальнейшее будет зависеть от их поведения: если не покаются и продолжат будоражить прихожан, встанет вопрос о лишении сана. Но это решение будет принимать патриарх», — подытожил отец Александр.
От архиерея ждут человечности
Не все сторонники опального архимандрита готовы раз и навсегда порвать с канонической властью. Так, прихожанин Евгений Настин соглашается, что храм и прилегающая территория принадлежат Церкви, а правящий епископ имеет право назначать и снимать настоятелей.
«Но мы не понимаем одного: почему чисто по-человечески с нами не считаются? Почему мирян держат за какое-то стадо, которое только приносит деньги за свечки и требы?
Три дня правящий архиерей пытался ворваться в храм, дорогу ему преградили простые старушки, прихожанки в платочках, которые хотят одного — решить вопрос по-человечески, справедливо», — рассуждает он.
На епископа подают в суд
Отец Серафим — пожилой и по-хозяйски властный человек. Он может долго рассказывать, как строился храм Михаила Архангела. «Тут стояли только школа и церковная сторожка, которую нам в 1996 году помог вернуть Владимир Жириновский, — вспоминает батюшка. — Кстати, он член нашей общины, даже заявление есть об этом».
По словам архимандрита, после того, как он отказал отдать Алишеру Музаффаровичу Камалову (мирское имя епископа Германа) двухэтажное здание, тот «облил грязью» настоятеля перед одним из влиятельных благотворителей — предпринимателем из Новороссийска.
«После этого не стал с ним общаться. Потому что во время богослужения я должен говорить: «Христос посреди нас». А если его нет, как можно это говорить, — продолжает опальный священнослужитель. — Получится какой-то спектакль. Я не для того пришел в Церковь, чтобы спектакли проводить».
При этом архимандрит готовит обращения в суд на архиерея за клевету и оскорбления. Отец Серафим сомневается, что найдет правду на родине, поэтому готов дойти до Страсбурга.
Но существовать сама по себе православная община не может: по канонам ей нужен епископ, который будет посвящать новых священников. На вопрос о дальнейшем пути архимандрит Серафим уклончиво отвечает: «Пока мы — община в изгнании. Пусть Господь определит. Ни на какие покаяния я не пойду. Если покаюсь Алишеру Камалову, уважать себя перестану!»
Говоря о современной церковной жизни, отец Серафим констатирует: «Последний собор патриархии решил пойти наперекор древним традициям Церкви, когда община самостоятельно избирала священника и епископа, а народ божий избирал патриарха. Сейчас народ — дойная корова. Прихожане бесправны перед настоятелем, священник — перед епископом, епископ — перед патриархом.
При коммунистах и то было лучше, коммунистическая церковь была чище: там община управляла приходом».
По словам архимандрита, это началось после смерти патриарха Алексия II. Отец Серафим согласен с также оказавшимся в опале протодьяконом Андреем Кураевым: церковному начальству не нужны сильные приходы, епископы готовы переставлять настоятелей, как пешки на шахматной доске.
Отец Игорь, поддержавший своего настоятеля, уверен: раскол чинит не община, а епископ Герман. Ведь не община же забрала приход у епархии, а наоборот!
Но в епархии уверены в обратном: существует церковная дисциплина, и нижестоящий священнослужитель должен подчиняться руководству, как в армии. Если верующий ни во что не ставит своего епископа, то он плюет и на назначившего епископа патриарха. Тогда вся жизнь Церкви пойдет наперекосяк.
Ейский конфликт — проблемы всей Церкви
Прокомментировать ситуацию «Газета.Ru» попросила известного богослова игумена Иннокентия (Павлова), еще в 90-е годы по идейным соображениям вышедшего из РПЦ и являющегося клириком Истинно-православной церкви. Он согласен, что конфликт в Ейске отнюдь не изолированный случай и он наглядно демонстрирует современные проблемы РПЦ. По его словам, Священным собором 1917–1918 годов, принявшим определение «О епархиальном управлении», «четко прописывалось, что епархиальный епископ избирается из двух и более кандидатов епархиальным собранием, представляющим представителей всех приходов как от духовенства, так и от мирян, а также представителей монастырского монашества и духовных учебных заведений». Этот же собор указал, что настоятель назначается на приход пожизненно и для его смещения требуются веские причины, главным образом недовольство самой общины.
«Но ничего этого не сделано, — говорит игумен Инокентий. — Архиерейский собор 2000-го и последующих годов пошли на разрыв с собором 1917–1918 годов.
Епископы, как и при товарище Сталине, остаются назначенцами, чуждыми своим епархиям.
Духовенство низведено до положения их крепостных. А прихожане в приходе стали вообще никем. Так что кажется, что владычному самодурству ничто не может положить предел».