После публикации материала о застрявшем в Таиланде жителе Крыма Федоре Цытовиче, у которого украинский Приватбанк заблокировал счет и пластиковую карту, в редакцию «Газеты.Ru» с предложениями своей помощи обратились десятки людей. Среди них были и давние знакомые попавшего в беду крымчанина, и россияне, оказавшиеся сейчас в Таиланде, и десяток простых граждан. Помочь Федору вызвался даже настоятель православного храма в Москве. Люди выражали готовность материально посодействовать Цытовичу в покупке билета домой. Отреагировали также и руководство банка, и МИД России.
Ответственный сотрудник дипломатического ведомства утром в четверг уточнил у корреспондента «Газеты.Ru» контакты Цытовича и заверил его, что российская сторона готова содействовать в возвращении гражданина Украины на родину.
«Мы провели внутренне расследование. Выяснили, что три раза с этим человеком общались представители российского консульства в Таиланде. Уверяю вас, в консульстве с ним разговаривали предельно корректно, — объяснил, в свою очередь, источник «Газеты.Ru» в МИД России. — Каждый раз он настаивал, что является гражданином Украины и находится на связи с посольством этой страны. Если бы он выразил готовность получить гражданство РФ, то ему рекомендовали бы вылететь в Крым для оформления российского паспорта».
Ранее на звонок Цытовича в справочную МИД России ему ответил сотрудник дипведомства и предложил «найти работу», чтобы заработать на билет до Крыма. По словам собеседника «Газеты.Ru», сотрудники справочной имеют полномочия лишь подсказать номер телефона и не занимаются подобными вопросами.
«Но даже если этот вопрос не находился в компетенции справочной службы, пренебрежительное отношение — если такое действительно было — недопустимо. Мы примем все меры, чтобы не допустить подобного впредь», — сказал представитель внешнеполитического ведомства.
«Последние недели консульский департамент МИДа работает практически в круглосуточном режиме. Не каждый день в состав России входят новые субъекты Федерации — отсюда и правовой вакуум в ряде вопросов. Предпринимаются максимальные усилия, чтобы обеспечить нормальный переход Крыма в новое качество», — говорят в руководстве МИДа.
С недоверием к публикации отнесся заместитель директора консульского департамента Министерства иностранных дел России Александр Просвиркин.
«Голову на отсечение даю, ему там никто посоветовать найти работу не мог. Люди, которые в справочной работают, посоветовать никому ничего не могут. Мы будем, конечно, все это дело выяснять — кто когда дежурил», — заявил Просвиркин и поспешил объяснить корреспонденту «Газеты.Ru» неправильное понимание политической обстановки: — В вашем материале выясняется, что все, конечно, плохие, но мы вообще самые плохие, — посетовал дипломат. — У нашего ведомства нет юридических оснований, чтобы оказывать ему какую-либо помощь, а из вашей статьи следует, что украинцы своего гражданина так вежливо в сторону отодвинули, а российское диппредставительство решило его загнобить.
Эту статью посмотрят крымчане и скажут: «Посмотрите, что нас ждет!»
Вам бы посоветовали все-таки не полагаться на «разъяренного сотрудника», а дозвониться до территориального департамента либо, в конце концов, раз уж такая тема возникла, в консульский департамент, а не в какие-то справочные МИДа».
Далее высокопоставленный дипломат разъяснил, что статья в «Газете.Ru» «льет воду на мельницу Майдана». «Я не буду говорить, «заказная» она или «не заказная». У нас уже есть горячие головы, которые говорят, что это провокация, — рассказал Просвиркин. — Скорее всего, это просто не очень-то высокий профессиональный уровень и, как говорили раньше, в советское время, неточное понимание политической обстановки. Политическая близорукость, скажем так… Помогли ему — не помогли, но эта статья, она, прежде всего, против российских загранучреждений».
На возражения, что имидж российских дипломатов в первую очередь подрывают не журналисты, а отдельные сотрудники, в резкой форме разговаривающие с людьми, замдиректора консульского департамента предложил корреспонденту «фильтровать такой базар» сотрудников, а не излагать его в заметках. «Надо соображать, в конце концов, мало ли чего он там скажет. А вы это дело все выплеснули. Ну зачем, скажите, теперь? Тут и так ситуация очень чувствительная, а у нас теперь лишние осложнения возникают, — рассудил дипломат более чем с 30-летним стажем. — Сейчас мы будем этого сотрудника искать, конечно, и постараемся найти».
Сам герой публикации просил «Газету.Ru» передать всем неравнодушным к его судьбе россиянам слова благодарности, но теперь он рассчитывает на выполнение Приватбанком обещаний, сделанных на следующий день после выхода публикации. На заблокированном счете — все его средства, в том числе вырученные от продажи личной недвижимости в Крыму.
«Вчера звонили из Приватбанка, аж ноги облизывали, а сегодня делаю все, как они сказали, — результат нулевой. Звоню по телефону поддержки клиентов. Они там два часа разбираются и мне говорят: «Вы можете снять тысячу гривен». То есть все осталось по-прежнему, как у остальных крымчан. Бесит еще и то, что даже эту тысячу гривен я не могу никак получить. Но я все-таки жду, раз пообещали, — говорит Цытович. — Поймите, если Приватбанк решит этот вопрос, все остальные проблемы отпадают. Я смогу вылететь в Москву, а оттуда в Крым. При этом в банке ссылаются на какое-то правовое поле, которое они же сами и нарушают. В стране, я так понимаю, беззаконие. Они делают что хотят, а Нацбанк ничего не может им сделать».
Между тем в Приватбанке продолжают настаивать, что пока не могут возобновить операции по счетам и картам своих клиентов из-за отсутствия легитимной законодательной базы, определяющей основы деятельности банковской системы в Крыму. Как сообщила пресс-служба кредитного учреждения, на полуострове банки не могут продолжать работать в рамках действовавшего ранее правового поля, а новые законодательные акты по работе банков и валютной системы так и не утверждены. «В такой ситуации Приватбанк продолжает работать в режиме «банковских каникул», не обслуживая счета своих корпоративных и частных клиентов, — говорится в заявлении на официальном сайте кредитного учреждения. — Мы надеемся, что после рассмотрения парламентами специальных законов о деятельности банков на территории Крыма регуляторы как с украинской, так и с российской стороны смогут разработать четкую и понятную процедуру работы банков, которая будет в первую очередь защищать интересы клиентов».
Пока же более 790 тыс. частных клиентов банка, среди которых большая часть крымских бюджетников, остаются без средств, размещенных на их счетах на момент референдума о присоединении Крыма к России.
Между тем ответственная за кадровую политику крупнейшего банка Украины Ольга Хлынина уже заявила, что Приватбанк поможет сотрудникам из Крыма трудоустроиться в отделениях других регионов Украины. «Так, уже переведена на новую должность работница из Крыма, которая решила переехать в Ровенскую область, — сообщила накануне Хлынина. — Для трудоустройства никаких специальных программ и дополнительных процедур не требуется. Стоит обратиться к специалистам службы трудовых ресурсов в Днепропетровске, которые оформят перевод в штат другого регионального подразделения».