Житель Крыма 34-летний Федор Цытович не может вылететь на родину из Таиланда: его счет в украинском Приватбанке заморожен, а пластиковая карта оказалась заблокирована, как у тысяч других вкладчиков крупнейшего банка Украины. Ни в российском, ни в украинском консульстве крымчанину помочь не смогли.
«Вылететь в Крым я не могу, потому что счет заблокирован не только у меня, но и у всех моих родственников. У всех, даже у мамы», — говорит Цытович с нотками отчаяния в голосе. В редакцию «Газеты.Ru» он обратился по собственной инициативе, оставив для связи свой тайский номер телефона. За политическим противостоянием Москвы и Киева мужчина наблюдал издалека. Столь стремительного развития событий вокруг родного полуострова он, как и многие обыватели по обе стороны российско-украинской границы, не ожидал. В день референдума по вопросу о присоединении Крыма к России выяснилось, что банковская карта с личными средствами Цытовича заблокирована, а родственники по той же причине не могут сделать денежный перевод. Исчерпав все способы уладить дело с банком, крымчанин с украинским гражданством первым делом обратился за помощью в российское консульство.
«Я мог, конечно, и в украинское обратиться, но по факту Крым контролируется Россией», — объясняет свое положение Цытович. В российском посольстве ему «в хамоватой форме» ответили, что помочь ничем не могут. Тогда мужчина позвонил по справочному телефону МИД России. Там ему посоветовали найти работу.
«Нам звонил уже этот человек. У нас никто этими вопросами не занимается. Он должен заработать денег! Россия за ним самолет отправлять не будет!» — подтвердил корреспонденту «Газеты.Ru» слова крымчанина разъяренный сотрудник дипломатического ведомства.
Пресс-атташе российского посольства в Таиланде Александр Мрыкин оказался гораздо сдержаннее и выразил понимание сложной ситуации, но затруднился объяснить, чем Россия может в такой ситуации помочь своему потенциальному гражданину. «Мы пока не получали никаких инструкций, как действовать в таких ситуациях. Если подобные обращения будут, мы обратимся за разъяснением в МИД, чтобы нам дали четкие указания, — объяснил Мрыкин. — Сами понимаете, инициативу в подобных ситуациях мы на себя брать не можем. Присоединение Крыма к России произошло относительно недавно, объективно еще какое-то время будут возникать подобные ситуации. Пока я даже не знаю, как мы можем помочь таким гражданам». Такие, как Цытович, по словам дипломата, все-таки еще не являются гражданами России, и формальных оснований помогать им нет. «Был бы он в Крыму и получил бы там российский паспорт, тогда была бы оказана ему соответствующая помощь», — предположил Мрыкин.
В украинской дипмиссии просьбу своего гражданина о помощи тоже отвергли. Сотрудники консульства просто объяснили ему, что не может быть такого, чтобы крупнейший в стране Приватбанк не обслуживал счета жителей Крыма, который, по мнению дипломатов, остается частью Украины. «Есть, конечно, такой момент, что, когда говоришь: «Я из Крыма», чувствуется отношение: «Ах, из Крыма, ну вы там сами с Путиным разбирайтесь», — уточняет Цытович. — Мне сейчас очень тяжело: я вроде еще и не гражданин России, а гражданин Украины, но там принадлежность Крыма только декларируется, а по факту они уже признали его чужой территорией».
Сотрудники «горячей линии» МИД Украины все вопросы корреспондента «Газеты.Ru» переадресовали в Нацбанк, контролирующий кредитные учреждения страны. Дозвониться в пресс-службу Нацбанка в понедельник не удалось.
Подробнее о сложившейся ситуации рассказали в Приватбанке. Там подтвердили, что все счета клиентов банка в Крыму заморожены. Объясняется это отсутствием юридических документов, регламентирующих работу кредитных учреждений на полуострове.
«Что происходит с банками в Крыму? А ничего не происходит, в прямом смысле слова. Банковская система фактически отсутствует, — рассказал сотрудник пресс-службы Приватбанка. — Есть огромное количество заявлений, но нет ни одного документа, который бы определял работу банков».
Между тем число клиентов банка в Крыму оценивается в 790 тыс. частных и 12 тыс. корпоративных — почти половина жителей республики. В заявлении на официальном сайте Приватбанка отмечается, что кредитное учреждение временно приостанавливает работу своих отделений и операции со счетами клиентов из-за неопределенности юридического статуса банковской системы полуострова. «На сегодняшний день юридически филиалы украинских банков не могут работать на иностранных территориях, которой Российская Федерация объявила Республику Крым», — говорится в сообщении.
Как себя вести «в новых условиях», не знает и Цытович. «Здесь я занимаюсь образованием. У меня студенческая виза», — рассказывает он. По образованию крымчанин психолог, специализирующийся на реабилитации наркозависимых. В Крыму зарабатывал дайвингом. Продав недвижимость, он решил на время уехать в Таиланд. Теперь он сомневается, стоит ли ему возвращаться на старую новую родину.
Согласно подписанному 21 марта Владимиром Путиным федеральному конституционному закону о принятии в Российскую Федерацию нового региона, гражданами РФ становятся все «граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым». Исключение составляют те, кто в течение одного месяца после подписания документа «заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства».
Цытовичу для принятия окончательного решения о гражданстве необходимо для начала попасть в Крым.
«Я изначально был против, а моя семья была за, — рассуждает он о присоединении Крыма к России. — Брат работает в милиции, принимал участие в событиях в Киеве. Собирается на службу в полицию. Я немного по-другому смотрю. 17-й год получился такой, понимаете? У меня в Крыму жили семь поколений, начиная еще с греков. Мой отец был номинирован на премию «Букер-Дебют». Я настоящий крымчанин и воспринимаю происходящее очень болезненно. В 2005 году, когда началась вся эта «оранжевая революция», я пришел в российское консульство в Симферополе и попросил гражданство. Отец у меня русский, мать русская, родился я, так получилось, на территории Российской Федерации, но мне было отказано. Сказали, чтобы получить русский паспорт, я пять лет должен жить на территории России. Гражданство мне дадут на общих основаниях, как узбекам. Меня это оскорбило. Не слышал, чтобы немец обратился в посольство Германии и ему вот так отказали. А сейчас, когда мы стали нужны, нас пришли и «освободили от бандеровцев».