Мещанский суд Москвы во вторник приговорил к 2,5 года лишения свободы экс-сотрудника КГБ 58-летнего Василия Вдовенко, обвиняемого в создании экстремистской националистической организации «Северное братство». Как уточнил «Газете.Ru» адвокат Вдовенко Абдула Гаджиев, при этом суд не стал менять меру пресечения с подписки о невыезде на арест, а местом отбывания наказания определил колонию-поселение.
«Под стражу в зале суда его никто не брал. Он самостоятельно ушел домой вместе с женой, — рассказал Гаджиев. — Приговор не вступил в законную силу, до тех пор пока апелляционная инстанция не рассмотрела нашу жалобу. Если ее оставят без удовлетворения, Вдовенко должен будет сам прибыть в колонию».
Свою вину отставной майор Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ не признает. Максимальный срок наказания, который ему грозит по статье «Организация экстремистского сообщества», — четыре года. Однако, по словам защитника, Вдовенко рассчитывает на полное оправдание и называет обвинение абсурдным.
Главный аргумент адвоката Гаджиева в пользу отмены приговора лежит в процессуальных нестыковках. «Дело, которое рассматривал Мещанский суд, возбуждено в отношении неустановленных лиц, и предъявлять обвинение Вдовенко в рамках этого дела нельзя. Замгенпрокурора Виктор Гринь, который утверждал наше обвинительное заключение, точно по таким же основаниям добился отмены судебных решений в отношении фигуранта «игорного дела» Куликова. Это козырная карта в наших руках», — считает Гаджиев.
По версии следственного управления ФСБ, в 2006 году Вдовенко, «заведомо имея теоретические знания по осуществлению госпереворотов в развивающихся странах и являясь специалистом по созданию и организации политических партий», создал экстремистское сообщество «Северное братство» (организация запрещена в России) с целью свержения власти в России и создания государства «Киевская Русь».
После четырех лет следствия, в ходе которого Вдовенко находился под подпиской о невыезде, экс-чекисту было предъявлено обвинение. Как утверждает сам подсудимый, с «Северным братством» он связан не был, но был знаком с Петром Хомяковым — предполагаемым идеологом движения.
В октябре прошлого года 62-летний Хомяков был осужден на четыре года колонии общего режима за экстремизм и мошенничество на 3 млн руб. Дело в отношении Хомякова рассматривалось в особом порядке: он полностью признал вину и пошел на сотрудничество со следствием. Различные экспертизы также признали экстремистскими материалы, размещенные на сайте «Северного братства», в том числе манифест Хомякова. Экстремистской Мосгорсуд признал и саму организацию.
Впрочем, сам идеолог «Северного братства» уже в суде заявил, что пересмотрел свои взгляды и отказался от национализма.
В институте им. Сербского, куда его помещали для психиатрической экспертизы, Хомяков принял решение заняться «теорией дискретной революции», которая «тесно соприкасается с теориями разумного дизайна и космической кувалды».
При этом в итоге он был признан вменяемым.
Согласно материалам дела, Хомяков и бывший участник Движения против нелегальной иммиграции (организация запрещена в России) Александр Миронов в 2006 году создали общество «Северное братство» с целью прихода к власти путем «бархатной революции». У истоков также стоял осужденный в августе 2011 года на девять лет националист Антон Мухачев. В основу идеологии общества лег написанный Хомяковым манифест «Национальное освобождение русского народа» (программа НОРНА). В программе, как подчеркнул гособвинитель, в том числе высказывались идеи сепаратизма и создания на части территории России независимой славянской республики.
Кроме того, в обвинении подчеркивалось сотрудничество «Северного братства» с иностранными националистическими организациями, в частности с «Украинской повстанческой армией (организация запрещена в России)».
Внимание спецслужб «Северное братство» привлекло в 2008 году, а уголовное дело о создании экстремистского сообщества возбудили в марте 2009 года. Вскоре начались аресты идеологов «Братства» (организация запрещена в России), в числе прочих был задержан Мухачев. В ФСБ настаивали на реальной опасности руководителей «Северного братства», которым вменили в вину создание сайта «Большая игра». «Игра» подразумевала выполнение ряда заданий: нападения на людей неславянской внешности, представителей правоохранительных или государственных органов, поджоги административных зданий и полицейских автомобилей, а также нанесение граффити националистического содержания.
Сам Вдовенко, по его словам, в свое время активно участвовал в политической жизни страны в разных качествах: в 1991 году был членом комиссии главного государственного инспектора РФ по расследованию деятельности ГКЧП, позже работал советником премьера Виктора Черномырдина и председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, участвовал в деятельности партии «Родина». На вопрос, с чем именно он связывает свое преследование в рамках дела «Северного братства», чекист пояснил, что точной причины не знает: «Скорее всего, это связано с моим участием в создании фонда им. Андропова (о деятельности этой организации ничего толком не известно. — «Газета.Ru»). Второй вариант — это была попытка расколоть тогдашний правящий тандем Путина и Медведева, очернив родное ведомство тогдашнего премьера».