В Мещанском райсуде Москвы начался процесс над 58-летним экс-сотрудником внешней разведки КГБ СССР Валерием Вдовенко. По версии ФСБ, в 2006 году отставной майор Первого главного управления КГБ создал экстремистское сообщество «Северное братство» с целью свержения власти в России и создания государства под названием «Киевская Русь». После четырех лет следствия, в ходе которого Вдовенко находился под подпиской о невыезде, экс-чекисту было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282.1 УК (организация экстремистского сообщества). Теперь ему грозит до четырех лет тюрьмы.
Заседание началось с выяснения личности подсудимого, родившегося в якутском селе Нижние Кресты. Как оказалось, в настоящее время предполагаемый организатор экстремистского сообщества безработный, но на общественных началах трудится в Центральном совете сторонников партии «Единая Россия».
«Ясно», — вздохнул председательствующий судья, услышав название правящей партии.
Представившись, Вдовенко заявил, что свою вину полностью отрицает. Затем судья дал слово адвокату Абдуле Гаджиеву, который первым делом заявил отвод представителю Генпрокуратуры Светлане Артемьевой.
«Она же присутствовала и на предварительных слушаниях по делу, куда пришла в сопровождении следователя следственного управления ФСБ Ивана Таюрского, также сидящего сегодня здесь, — защитник кивнул головой в сторону мужчины в сером костюме, выделявшегося среди слушателей — журналистов и родственников подсудимого. — Вместе с ним она (прокурор Артемьева. — «Газета.Ru») пришла в суд и вместе с ним ушла, демонстрируя таким образом слияние интересов следствия и прокуратуры».
Гособвинитель возражала против собственного отвода, ссылаясь на отсутствие в законе норм, запрещающих общение между прокурором и следователем.
При этом, как только судья удалился для принятия решения, Артемьева, не смущаясь претензиями адвоката, обратилась к сотруднику ФСБ: «Пойдем покурим пока».
Защитник Гаджиев в это время пытался объяснить журналистам, что все обвинение в отношение его клиента абсурдно. По словам адвоката, даже если создание экстремистской организации имело место, то Вдовенко к ней не имеет никакого отношения. С организацией «Северное братство», как утверждает сам подсудимый, Вдовенко связывало только личное знакомство с Петром Хомяковым, предполагаемым идеологом движения.
В октябре прошлого года 62-летний Хомяков был осужден на четыре года колонии общего режима за экстремизм и мошенничество на 3 миллиона рублей. Различные экспертизы также признали экстремистскими материалы, размещенные на сайте «Северного братства» (организация запрещена в России), в том числе манифест Хомякова. Экстремистской Мосгорсуд признал и саму организацию. Дело в отношении Хомякова рассматривалось в особом порядке: он полностью признал вину и пошел на сотрудничество со следствием.
Еще на суде Хомяков сообщил журналистам, что пересмотрел свои взгляды, посоветовав свою новую теоретическую работу «Преодоление национализма». Бывший идеолог «Северного братства» также заявил, что в институте им. Сербского, куда его помещали для психиатрической экспертизы, принял решение заняться «теорией дискретной революции», которая «тесно соприкасается с теориями разумного дизайна и космической кувалды».
Согласно материалам дела, Хомяков и бывший участник Движения против нелегальной иммиграции (организация запрещена в России) Александр Миронов в 2006 году создали общество «Северное братство» с целью прихода к власти путем «бархатной революции». У истоков также стоял осужденный в августе 2011 года на девять лет националист Антон Мухачев. В основу идеологии этого общества лег написанный Хомяковым манифест «Национальное освобождение русского народа» (программа НОРНА). В программе, как подчеркнул гособвинитель, в том числе высказывались идеи сепаратизма и создания на части территории России независимой славянской республики. Кроме того, в обвинении подчеркивалось сотрудничество «Северного братства» с иностранными националистическими организациями, в частности с «Украинской повстанческой армией» (организация запрещена в России).
Внимание спецслужб «Северное братство» привлекло в 2008 году, а уголовное дело о создании экстремистского сообщества возбудили в марте 2009 года. Вскоре начались аресты идеологов «Братства» (организация запрещена в России), в числе прочих был задержан Мухачев. Хомяков же уехал из России и попросил политического убежища на Украине. Тогда он заявил журналистам, что уголовное преследование «абсурдно», потому что официально организации «Северное братство» не существует.
Настоящей причиной преследования Хомяков назвал свои «аналитические выводы» о нестабильности российского государства и коррумпированности чиновников.
В ФСБ же настаивали на реальной опасности руководителей «Северного братства», которым вменили в вину создание сайта «Большая игра». «Игра» подразумевала выполнение ряда заданий: нападения на людей неславянской внешности, представителей правоохранительных или государственных органов, поджоги административных зданий и полицейских автомобилей, а также нанесение граффити националистического содержания.
Между тем майор Вдовенко, по словам защитника, к этой истории никакого отношения не имеет. Кроме того, по мнению адвоката Гаджиева, истек срок давности для привлечения подсудимого к уголовной ответственности. По ч. 1 ст. 282.1 он составляет всего четыре года. Однако суд решил, что преступление было только задумано в 2006 году, а совершено намного позже.
Общение журналистов с защитником прервал судья. Вернувшись, он отказал в отводе прокурора и предложил зачитать обвинение.
«Заведомо имея теоретические знания по осуществлению госпереворотов в развивающихся странах, являясь специалистом по созданию и организации политических партий...», — начала Артемьева.
По ее словам, первым шагом сообщества должно было стать объединение существующих в России националистических организаций для борьбы с властью. С этой целью Вдовенко привлек известного ему по совместной работе в РИА «Новости» Хомякова, имевшего связи в кругах националистов.
По словам прокурора, целью «Северного братсва» был «приход к власти путем общественно-политических волнений, возникших на фоне неизбежных техногенных катастроф, а в дальнейшем изменение конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации путем создания на ее части государства под названием «Киевская Русь».
Для этого Вдовенко даже создал продюсерский центр, организовавший, в частности, концерт фолк-группы «Иван Царевич».
Адвокат Гаджиев после речи прокурора еще раз заявил, что отрицает само наличие состава преступления в действиях подзащитного, не имеющего отношения к созданию именно «Северного братства». «В обвинении есть даже пункт, согласно которому Вдовенко пытался объединить националистические организации для участия в выборах в Госдуму. Но ведь участие в выборах — это вообще неотъемлемое право каждого гражданина!» — возмущался адвокат.
Выслушав его, судья постановил отложить заседание до 16 сентября: в этот день выступят свидетели обвинения. Следователь ФСБ и прокурор поспешили удалиться, отказавшись от комментариев. Вдовенко вместе с женой и дочерью отправился домой. На вопрос, с чем именно он связывает свое преследование в рамках этого дела, чекист пояснил, что точной причины не знает: «Скорее всего, это связано с моим участием в создании фонда им. Андропова. Второй вариант — это была попытка расколоть тогдашний правящий тандем Путина и Медведева, очернив родное ведомство тогдашнего премьера». По его словам, ему в разное время приходилось активно участвовать в политической жизни страны в разных качествах: то как советнику премьера Черномырдина и председателя конституционного суда Зорькина, то как члену партии «Родина».