Доклад Комитета против пыток (КПП) был подготовлен по просьбе российских властей. «В своем докладе о предыдущем посещении России в 2008 году КПП указывал, что если с плохим обращением в полиции по-прежнему не будут бороться, то это легко может стать обычной практикой для полиции. Через четыре года, несмотря на реформу полиции, количество и обоснованность заявлений вынуждает считать, что методы жестоко обращения и пыток по-прежнему часто используются полицией и сотрудниками других правоохранительных органов, особенно вне Москвы и Санкт-Петербурга», — говорится в докладе.
Члены КПП посетили отделения полиции и изоляторы временного содержания в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Казани, Ижевске, Владимирской области. Кроме того, они побывали в нескольких пенитенциарных учреждениях — в СИЗО №4 в Москве, «Кресты» и СИЗО №3 в Санкт-Петербурге, СИЗО №1 в Казани и СИЗО №1 в Уфе, колонии строгого режима №1 в удмуртском городе Ягул, а также во Владимирском централе.
В ходе визита делегация провела консультации с первым замминистра внутренних дел Александром Горовым, замминистра юстиции Александром Смирновым, главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным, с чиновниками из ФСИН, Генпрокуратуры, а также с представителями общественных организаций.
Члены комиссии отмечают, что им так и не удалось встретиться с представителями ФСБ, несмотря на заблаговременную просьбу о встрече. Официальную причину отказа — что ФСБ не имеет мест для содержания под стражей — КПП называет неубедительной.
Члены КПП отметили, что им удалось поговорить с высокопоставленными чиновниками из Санкт-Петербурга, однако никто из представителей действующих властей в Казани и Уфе с делегацией так и не встретился.
В ряде случаев комитету препятствовали в беседе с задержанными, а также в просмотре документов. Это наблюдалось в ОВД «Бабушкинское» и «Бибирево» в Москве, в ИВС в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга и в ИВС во Владимире. ФСИН без существенных проблем предоставила доступ к документации и общению с заключенными. Члены комитета отмечают, что первоначально в СИЗО в Казани и в Уфе дали ложную информацию, в частности о степени заполнения. В «Крестах», СИЗО №1 в Уфе и в колонии №1 в Ягуле персонал попытался выяснить, что сказали заключенные в интервью членам делегации. Ягульских заключенных персонал колонии якобы даже попытался запугать. Комитет особо подчеркивает, что после разговора с заключенными сотрудники ФСИН не должны пытаться выяснить, что именно было сказано во время встречи, поскольку это будет нарушением Европейской конвенции по предупреждению пыток.
Комитет отмечает некоторое улучшение условий содержания в ИВС и учреждениях ФСИН. Тем не менее члены комитета считают, что рекомендации по поводу обращения с задержанными и заключенными, которые были даны в ходе прошлого визита экспертов в 2008 году, не всегда исполняются.
Авторы доклада отмечают, что многие их собеседники, в том числе и из МВД, говорят, что реформа полиции стала упущенной возможностью в отношении предотвращения пыток.
«Смерть Сергея Назарова в марте 2012 года в ОВД «Дальний» в Казани и другие случаи издевательства над заключенными являются напоминанием, что России еще многое предстоит сделать в этой области», — отмечено в докладе. Напомним, что 52-летний житель Казани Сергей Назаров скончался после допроса в полиции в марте прошлого года.
С задержанных и их родственников оперативники продолжают требовать деньги за освобождение.
Делегация не получала никаких сведений о жестоком обращении со стороны правоохранительных органов к задержанным в Москве и Санкт-Петербурге. Однако, как стало известно КПП, такие случаи тоже имели место. К примеру, в одном из отделений СВАО в Москве было жестокое обращение по отношению к задержанным, также один из заключенных утверждал, что получил разряд электрошокером, когда был под конвоем в Мосгорсуде.
Жестокое обращение с задержанными отмечается также в Удмуртии, в частности там их избивают не только руками и ногами, но и пластиковыми бутылками, наполненными водой. Из Башкирии, Татарстана и Владимирской области члены комитета получили многочисленные сообщения о жестоком обращении с задержанными, в том числе несовершеннолетними, со стороны сотрудников правоохранительных органов. В ряде случаев это можно назвать пытками — это удары электрическим током, удушение с помощью полиэтиленовых пакетов, избиение, когда человек с завязанными глазами прикован к батарее, ожоги гениталий, метод «телевизор» — когда человек лежит на стуле, а ему на спину ставят тяжелый предмет.
Члены комиссии отмечают, что задержанным, как и прежде, не предлагают воспользоваться услугами адвоката. Также отмечают, что, если задержанные обращаются к юристам с жалобами на жестокое обращение, те зачастую рекомендуют не привлекать внимание к этим проблемам. Доступ врачей к задержанным, которые нуждаются в медицинской помощи, остается на усмотрение правоохранительных органов. Поэтому комитет призывает российские власти ввести норму, чтобы все лица, лишенные свободы, имели право быть осмотренными врачом по своему желанию, а не только по распоряжению со стороны правоохранительных органов. Кроме того, комитет рекомендует в каждом случае, когда есть подозрение на жестокое обращение со стороны полицейских, проводить судебно-медицинскую экспертизу. Также они призывают, чтобы при задержании несовершеннолетних сразу же было вызвано доверенное лицо, а иностранным гражданам предоставлен переводчик.
Комитет беспокоит, что задержанные по-прежнему ночуют в клетках в отделениях полиции, хотя делегация неоднократно в ходе прошлых визитов отмечала, что из-за плохих условий — грязь, плохое освещение и вентиляция — человеку нельзя в них находиться больше нескольких часов.
Однако некоторые улучшения в условиях содержания задержанных КПП все-таки отмечает, например они есть в ИВС в Уфе и Казани. «Замминистра МВД Александр Горовой заявил, что бюджет на переоборудование ИВС в 2012 году в 14 раз выше, чем в 2005 году. И что на 2013 год на эти цели были выделено 11,5 млрд рублей», — отмечено в докладе.
Также в докладе говорится, что во Владимирском централе заключенные жаловались на жестокое обращение со стороны сотрудников, в частности при переводе в ШИЗО. В одном случае заключенного зимой приковывали к забору в положении распятия и обливали водой.
В Ягульской колонии, где в 2008 году комитет зафиксировал неоднократные случаи жестокого обращения, отмечено улучшение отношения со стороны персонала. Несмотря на это, в ходе сбора информации делегация выяснила, что многие случаи жестокого обращения и использования спецсредств никак не фиксировались. Это касается большинства посещенных членами КПП учреждений пенитенциарной системы.
Также делегация обратила внимание на то, что улучшились условия содержания в тех колониях, которые она посещала в прошлый приезд. В первую очередь это касается количества заключенных, которые содержатся в колонии. Теперь переполненности тюрем нет. Кроме того, ФСИН пытается отказаться от камер для размещения большого количества заключенных, что также позитивно оценивают эксперты. Однако КПП снова рекомендовал российским властям внести поправки в законодательство, чтобы минимальное пространство для заключенных соответствовало тем нормам, которые существуют для лиц, находящихся в предварительном заключении.
Россия представила ответы на все пункты доклада КПП.
В них российская сторона говорит о проводимых изменениях в пенитенциарной системе и правоохранительных органах, разбирая каждый пункт, по которому были претензии у КПП. В частности, делегация была проинформирована о пилотном проекте, суть которого в том, что сотрудники тюремных медицинских служб не будут подчиняться директорам тюремных учреждений. Поэтому КПП вновь напомнил, что улучшить уход за заключенными можно, расширив участие Минздравсоцразвития в оказании медицинской помощи заключенным. Кроме того, в своем ответе российские власти приводят обновленные данные об изменениях, которые происходят в правоохранительных органах и пенитенциарной системе.