Завершено расследование дела в отношении экс-начальника копейской колонии №6 Челябинской области Дениса Механова. По данным информагентства Uralpress, накануне материалы расследования, начатого после громкой акции протеста заключенных, легли на стол заместителю генерального прокурора Юрию Пономареву для утверждения обвинительного заключения. О подробностях предъявленных обвинений «Газете.Ru» рассказал руководитель Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области Николай Щур.
«Следователь сообщил, что Механов обвиняется в пяти эпизодах незаконного изготовления холодного оружия (ч. 4 ст. 223 УК) и в 13 преступлениях со злоупотреблениями должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК)», — уточнил Щур.
По версии следствия, Механов, вопреки интересам службы, лично давал указания сотрудникам колонии собирать деньги с осужденных. В многочисленных жалобах заключенные утверждали, что сотрудники вымогали у них деньги с 2008 по 2012 год, угрожая избиениями и унижениями. Ранее в СК называли суммы, которые сотрудники требовали от зэков — от 5 тыс. до 90 тыс. руб. Как выяснили правозащитники из президентского Совета по правам человека (СПЧ), «в колонии была сформирована устойчивая разветвленная система вымогательства так называемой гуманитарной помощи». Кроме того, на территории учреждения существовали нелегальные производства, в том числе цех по изготовлению холодного оружия.
Теперь бывшей начальник копейской колонии сам может угодить за решетку на десять лет.
Пока он находится под подпиской о невыезде. Правозащитники надеются, что расследование копейского дела не закончилось. Материалы в отношении Механова были выделены в отдельное производство, когда прокуратура утвердит обвинительное заключение, их направят в суд. «Если приговор будет обвинительным, это послужит сигналом к расследованию в отношении остальных фигурантов», — рассказал Щур.
По его словам, уголовное дело против Механова стало возможным только благодаря резонансу, который год назад вызвала акция протеста осужденных в ИК-6. Заключенные тогда заняли крыши зданий на территории колонии и вывесили простыни с написанными призывами к родственникам распространить информацию о пытках и вымогательствах. Челябинские зэки, простоявшие на морозном ветру больше суток, привлекли внимание федеральных телеканалов. Родные арестантов предположили, что надписи на самодельных растяжках из простыней сделаны кровью (позже выяснилось, что это красная краска).
По данным президентского Совета по правам человека, члены которого посетили копейскую колонию, после того как в ИК начали работать следователи,
в СК поступило больше двухсот заявлений осужденных о вымогательствах и пытках.
«Сейчас помимо справедливого суда над Механовым надо добиться освобождения людей из числа родственников заключенных, которых обвинили в насилии в отношении ОМОНа возле колонии», — отметил Щур.
Он напомнил, что, после того как у колонии в день акции протеста зэков собралось около 300 родственников осужденных, полиция задержала 38 человек, которые, как утверждалось, находились в состоянии алкогольного опьянения. Их доставили в отделы полиции Копейска и Челябинска для составления административных протоколов. Позже всем назначили штрафы по 1 тыс. руб., одного задержали на пятеро суток.
Однако позже в связи с инцидентом были возбуждены уголовные дела по статьям 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти) и 212 УК (массовые беспорядки).
По версии следствия, восемь бойцов ОМОНа получили травмы «во время пресечения административных правонарушений у колонии». По делу о беспорядках возле ИК-6 арестованы уже несколько человек.
Кроме того, ряду заключенных были предъявлены обвинения по статье УК «Дезорганизация режима исправительного учреждения».
«И обвинения в беспорядках и в дезорганизации надо предъявлять Механову. Мы все видели, что акция была абсолютно мирной», — считает, в свою очередь, Щур. По его словам, лидер думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов по просьбе правозащитников подготовил дополнения к проекту готовящейся амнистии к Дню Конституции, которые позволят освободить арестованных по делу о беспорядках в Копейске.
«Эта колония была пыточной, в ней процветали коррупция и эксплуатация рабского труда в подпольных цехах, и именно поэтому начальник колонии Денис Механов был задержан и в отношении него было возбуждено уголовное дело.
Однако после этого, спустя несколько месяцев, случилось невероятное: Механова освободили, а в отношении протестовавших узников и их родственников было возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках», — возмущается руководитель рабочей группы по развитию общественного контроля при Госдуме Владимир Осечкин, сам побывавший в Копейске вместе с членами СПЧ и выступивший инициатором предложения по амнистии для родственников копейских зэков.