В среду участники Общественного совета Министерства природы и экологии предприняли очередную попытку прийти к консенсусу с Северо-Западной фосфорной компанией (СЗФК), которая планируют разработку апатитонефелинового рудника «Партомчорр». Объект находится на севере горного массива Хибины, в котором будет создан национальный парк. Промышленники намерены проложить дорогу для вывоза руды, и самый короткий путь проходит по территории будущего парка. Если этот вариант осуществится, то Хибины будут потеряны для туристов, утверждают экологи. А ведь для любителей горных походов из севера центрального региона это единственное доступное место отдыха. Экологи предлагают везти руду в обход парка. В апреле прошлого года в противоборство экологов и промышленников вмешалось Минприроды. Заместитель министра Ринат Гизатулин на совещании попросил промышленников исключить возможный ущерб природе.
Чтобы поставить точку в спорах о том, какой именно ущерб будет нанесен биологическому и ландшафтному разнообразию Хибин, в горы отправились сотрудники географического факультета МГУ.
В течение последних 2,5 месяцев эксперты МГУ изучали четыре варианта дороги. Их доклад и был заслушан на Общественном совете Минприроды.
Представитель факультета Владимир Шувалов рассказал, что они сравнили проекты дорог по нескольким критериям. Было выяснено, на каких трассах есть угрозы схода лавин с гор, оползней, паводков, изучены соотношения длины подъемов и спусков (это повлияет на расход бензина) и, наконец, выяснено воздействие на окружающую среду. Ученые выяснили одно — в любом случае строительство трассы нанесет природе ущерб, хотя наименее худшие показатели у трассы, которая пойдет в обход гор по северо-восточному краю. Но затраты на ее строительство будут высокими, а кроме того ее протяженность составляет 65 километров, что в два раза больше, чем короткий путь напрямик по Хибинам через Умбозерский перевал.
Промышленников такое заключение не устроило. Гендиректор СЗФК Сергей Федоров в своем выступлении напомнил, что они согласились разрабатывать рудник под землей, чтобы не делать отвалов на поверхности. Высказался о положительном влиянии предприятия на экономику региона. Второй рудник компании «Олений ручей», расположенный с другой стороны Хибин, дал региону три тысячи рабочих мест. «Для Мурманской области, где высокий уровень безработицы, это очень важно», — заявил Федоров.
Однако выбранный МГУ вариант трассы, по его словам, настолько повысит стоимость тонны руды, что это будет совершенно не рентабельно.
Дальнейшее его выступление перешло в бурную перепалку с замминистра Гизатулиным. Когда оппоненты начали говорить одновременно, перекрикивая друг друга, министр Сергей Донской прервал спор и потребовал от гендиректор СЗФК конкретных цифр по затратам на трассу и рентабельности. Впрочем, цифр Федоров так и не представил, хотя проекты разных вариантов трассы по Хибинам существовали в компании еще год назад. «Дайте нам две-три недели…» - начал было Федоров, но министр его прервал. «Я уезжаю на неделю в командировку. Через неделю ждем вас с рассчетами», — попросил Донской. Промышленник был вынужден согласиться.
Чтобы настроить СЗФК на серьезный лад, члены Общественного совета попросили Росприроднадзор выяснить, соблюдает ли компания условия конкурса, по которому компания получила «Партомчорр». «Пока что нарушений не было», — был дан ответ из глубины круглого стола.
На заседании присутствовал эколог Виктор Петров, демонстративно уволившийся в декабре прошлого года из Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра (КЦН) РАН после того, как президиум КЦН РАН заслушал доклад промышленников по спорной трассе и одобрил его. Петров, оставшийся представителем Кольского центра охраны дикой природы, заострил внимание совета на еще одном выводе, которые сделали ученые МГУ. Они порекомендовали изменить границы будущего национального парка так, чтобы ущерб природе был как-то компенсирован. «Изменение — в сторону расширения границ», — пояснил «Газете.Ru» Петров, набросав на бумаге план парка и пририсовав вытянутый овал сверху. Представители министерства согласно покивали головами — значит, это предложение будет рассмотрено.
Выступая после заседания глава Минприроды Сергей Донской пояснил журналистам, что с одной стороны они понимают желание промышленников получать прибыль, а также одобряют появление новых рабочих мест для местных жителей. «Это важно — если люди смогут работать. Но мы все-таки будем настаивать на экологическом варианте дороги», — добавил Донской.