«Вот здесь будет рудник. И все — можно попрощаться с Хибинами», — непривычно делая ударение на первый слог в слове «рудник» и извиняясь — «так здесь принято», — гид, бизнесмен и выпускник геофака МГУ Сергей Коняев показывает на подножие горы Партомчорр. Это самая доступная для российских туристов живописная часть Арктики: полтора дня на поезде из Москвы до города Апатиты, 15 минут до городских окраин — и оказываешься у подножия гор. Путь к руднику на снегоходах занял около часа — 20 километров по узким ущельям, окруженным крутыми скалистыми горами. Ежегодно около 50 тысяч туристов повторяют этот маршрут.
Хибины известны как месторождение апатито-нефелиновой руды: именно здесь добывается примерно 70% от мирового объема, говорят в правительстве области. Добычу вела компания «Апатит». А в 2006 году к монополисту присоединилась Северо-Западная фосфорная компания (СЗФК), дочерняя структура холдинга «Акрон», получив лицензию на два рудника — «Олений ручей» на юго-восточной окраине гор и «Партомчорр» на севере горного массива. «Никто не думал, что компания примется за «Партомчорр»: там руда бедная, везти ее оттуда невыгодно», — говорит председатель совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. Даже ОАО «Апатит» не стало претендовать на это месторождение. «На наших рудниках содержание полезного компонента — 13%, а на «Партомчорре» — 6–8%», — пояснил главный обогатитель ОАО «Апатит» Александр Калугин.
Экологи, десять лет мечтавшие о создании национального парка «Хибины», думали, что они успеют добиться придания статуса национального парка для этого района гор. В этом случае рудник остался бы за пределами парка, но дорогу и линию электропередач предпринимателям пришлось бы вести в обход. В конце прошлого года экологи даже отметили небольшую победу. В декабре правительство России утвердило Концепцию развития особо охраняемых территорий, в соответствии с которой до 2015 года намечено создание национального парка «Хибины».
Однако в конце марта 2012 года руководство СЗФК заявило, что уже этим летом будет прокладывать к руднику дорогу, и самый дешевый вариант — это посередине гор, с юга на север, по той самой тропе, где обычно идут туристы.
Туристам на такую трассу вход будет закрыт. «Прокладка коммуникаций неизбежно приведет к деградации и гибели экосистем, замусориванию территории и потере привлекательности для туристов, — комментирует ситуацию руководитель Баренцевоморского отделения WWF России Олег Суткайтис. — После этого создание национального парка станет невозможным: туристическая привлекательность является одним из важнейших требований, предъявляемых к территориям национальных парков».
«Нас обманули!» — причитают экологи. Они пытались добиться встречи с бизнесменами последние полгода. «Но они переносили заседание под разными предлогами, клятвенно обещая, что без обсуждения с общественностью они ничего не решат, — говорит Виктор Петров. — А тут такое заявление!» Пока что защиты от дороги нет, говорят они: чтобы создать нацпарк, необходимо два года на подготовку всех документов. Трасса к тому времени уже будет построена.
Впрочем оказалось, что бизнесмены еще не утвердили маршрут дороги. По крайней мере добиться от них определенного проекта строительства не смогли ни областные депутаты, ни чиновники из правительства. «В самой СЗФК еще не определили, как они будут вести дорогу, — пояснил и. о. председателя комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Алексей Смирнов. — Самый короткий путь и экологичный — до железной дороги. Но компании это невыгодно, так как надо будет строить два пункта перегрузки руды. Можно обогнуть горы с северо-востока. Но там расположены «лосиные ясли»; кроме того, будет закрыт выход к озеру. Также этот путь самый длинный». Смирнов отметил, что, на его взгляд, лучший вариант — это через перевал, ведущий на восток, к озеру Умбозеро. «Идеально, если это будет туннель в горах», — добавляет он, поясняя, что руководство компании также склоняется к этому маршруту, но тратить средства на туннель не желает. Однако в этом случае от горного массива будет «отсечена» внушительная часть. И, кроме того, указанный перевал — самый удобный путь для туристов, которые решили пройти горы насквозь и повернуть к озеру.
Чиновник не скрывает, что прибыль для области от работы рудника будет существенно выше, чем от туризма.
Между тем именно от его комитета зависит дальнейший статус гор. Если национальный парк имеют право создавать лишь федеральные власти, то областные могут сделать территорию природным парком (этот статус, в отличие от нацпарка, не позволяет наладить организованный туризм). «Решено, что в 2012 году эта территория будет зарезервирована под создание природного парка, — подтверждает Смирнов. — Но мы не можем ущемлять интересы предпринимателей: они получили лицензию от государства и обязаны разрабатывать рудник. Поэтому мы ждем от них конкретного проекта строительства дороги и уже затем будем проверять его на соответствие законодательству».
В самой компании не намерены идти на контакт с общественностью, в том числе с журналистами. Депутаты областной думы смогли на этой неделе устроить встречу бизнесменов и экологов — это было заседание рабочей группы, созданной депутатами специально для поиска компромисса. «Это было тяжелое заседание, — подтвердила председатель комитета по экологии и охране окружающей среды облдумы Наталья Лещинская, возглавившая рабочую группу. — Но главное, что обе стороны получили площадку для обсуждения и начали общаться».
Депутаты также не смогли добиться от СЗФК плана развития дороги.
«Я даже сказала им — это у вас военная тайна? Но если вы пойдете против законодательства, если дорога будет на месте, где растут краснокнижные травы, то в итоге это окажется пустая трата времени и средств, — говорит Лещинская. — В итоге экологи пообещали подать в прокуратуру заявление с просьбой проверить выданную компании лицензию на разработку рудника. А мы решили создать при правительстве области рабочую группу по подготовке к резервированию территории под парк. Ожидается, что группа сформируется уже в начале мая».
В настоящий момент все, кто связан с туризмом в Хибинах, надеются на положительное разрешение конфликта, но пессимизм преобладает. «Дорогу все равно построят. Рудник вскоре истощится, а природа будет загублена», — говорит Коняев. У него рядом с горами база и десяток снегоходов для туристов, и если будет создан парк, то ему будет закрыт доступ в горы. «Но я готов пойти на это: главное, чтобы природа сохранилась», — добавляет он.