В пятницу Тверской суд Москвы вынес приговор заместителю гендиректора оборонного предприятия «Ратеп» Дмитрию Барановскому. Суд признал его виновным в вымогательстве имущества и недвижимости на крупную сумму, а также в заведомо ложном доносе о совершении уголовного преступления. Барановского также обвиняли в клевете, но суд прекратил это дело за истечением срока давности.
Оглашение приговора в пятницу сильно затягивалось. В суде был аншлаг: явились родственники подсудимого, множество представителей СМИ и зрителей. Сначала в зал никого не пропускали, огромная очередь образовалась возле лестницы. Затем всем разрешили подняться, но не выше второго этажа (кабинет судьи находился на третьем).
Через некоторое время в толпу нырнули потерпевшие в полном составе: министр транспорта Московской области Петр Кацыв, его сын Денис Кацыв, адвокат Наталья Весельницкая, предприниматель Владимир Касаткин и бывший топ-менеджер Сбербанка России Александр Алтунин.
Министру и его сыну минут 20 также пришлось попотеть в тесноте вместе со всеми. «Посторонитесь, идет кинолог с собакой», — прокричали снизу, все прижались к стене, но собака так и не появилась. Наконец, был подан сигнал пускать в зал адвоката и родственников. Первой прошла мать подсудимого, затем отец с тюльпанами в руке, который стал требовать, чтобы в зал пустили сестру и брата Барановского.
Приставы начали мотать головами: не положено, пока сотрудница суда не объявила, что в зал пропустят родственников, потерпевших и журналистов информагентств.
Толпа заволновалась, репортер со штативом пытался пройти, выдавая себя за брата. «Заседание что, закрыли?» — закричал отец Барановского. «Нет, просто зал слишком маленький», — пробормотала представительница суда. Впрочем, присутствовавшие на предыдущих заседаниях подтвердили: зал действительно очень тесный. «Неужели нельзя было выделить зал побольше?» — возмущалась толпа. Однако попытки прорваться оказались тщетны, стенка из восьми приставов никому не давала подняться на третий этаж.
Прокурор требовал приговорить Барановского к 20 годам строгого режима.
Процесс по делу начался в ноябре 2010 года. Подсудимому вменялось вымогательство, совершенное в целях получения имущества в особо крупном размере: по версии следствия, он требовал $22,5 от министра Кацыва, два офисных здания в Москве стоимостью 160 млн рублей от предпринимателя Касаткина и долю (50%) ООО «Деваракс», которому принадлежал земельный участок стоимостью 11,8 млн рублей, от Алтунина.
Барановский, известный в кругах, близких к солнцевской ОПГ, под кличкой Беленький, был задержан 26 августа 2009 года во время допроса в ГСУ при ГУВД по Москве, через два дня был санкционировал его арест. Около 500 человек поручились за обвиняемого в суде: его подчиненные, депутаты Госдумы, Герои России и Советского Союза. Правозащитники предлагали залог в 160 млн рублей, но суд предпочел оставить Барановского под стражей.
Защита утверждает, что обвинения Барановскому были предъявлены после того, как он неоднократно направлял в правоохранительные органы информацию с требованием проверить сообщения о преступлениях, якобы совершенных потерпевшими.
Помимо Барановского аналогичные обвинения были предъявлены еще нескольким активистам к МОО «Справедливость», членом которого являлся подсудимый. «Все они участвовали в публичных акциях против коррупции, которые проводило МОО «Справедливость», а также подписывали обращения в правоохранительные и контролирующие органы с просьбой проверить деятельность подмосковного министра, — рассказывают в организации. — Эти действия интерпретируются следствием как завуалированная форма вымогательства». Так, отмечается, что имели место попытки привлечь к уголовной ответственности председателя МОО «Справедливость» Андрея Столбунова.
В результате Тверской суд приговорил Барановского к 12 годам колонии строгого режима и штрафу 500 тысяч рублей в пользу государства.
Защита считает приговор незаконным, необоснованным и надеется обжаловать его в Мосгорсуде. «В нем, безусловно, присутствует обвинительный уклон, поскольку суд не дал оценки ряду доказательств со стороны защиты — он их просто не указал в приговоре, — сказал «Газете.Ru» адвокат Алексей Михайленко. — По нашему мнению, при чтении приговора были признаки того, что судья не сама писала его. Во-первых, это достаточно профессиональная судья, но то, что мы увидели в приговоре, не соответствует ее уровню. Во-вторых, она писала приговор два месяца, а сегодня она явно запиналась и по ходу делала в нем правки».
В качестве примера неназванных доказательств адвокат привел тот факт, что не были названы фамилии некоторых свидетелей. «Также еще на стадии предварительного расследования и в ходе процесса сторона защиты ссылалась на то, что была дана неправильная квалификация предполагаемых действий Барановского», — отметил Михайленко.
По его мнению, вменяемые подсудимому эпизоды в судебной практике получают квалификацию «самоуправство», а не «вымогательство».
«Об этом в деле есть огромное количество ходатайств, а в приговоре ни разу слово «самоуправство» не прозвучало», — сказал адвокат.
ОАО «Ратеп», заместителем гендиректора которого был Барановский, — ведущий изготовитель систем управления для зенитных, ракетных и артиллерийских комплексов морского и берегового базирования. С 2002 года предприятие входит в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей».