Сумма залога, о которой Дмитрий Медведев говорил на прошлой неделе, в законопроекте не изменилась ― от 100 тысяч рублей по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести и не менее 500 тысяч рублей за тяжкие и особо тяжкие. Это указывается в документе под названием «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в статью 15 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда». В понедельник президент России внес его на рассмотрение в Госдуму.
Понятие залога уже было в УПК в статье 106. Именно эта статья и была переписана законотворцами. Помимо денег в суд теперь можно передать также недвижимое и движимое имущество ― квартиры, дачи, землю, машины, яхты, а также акции и облигации, разрешенные к публичному обращению в стране.
Неизменной осталась строчка о том, что залог может быть использован в любой момент до передачи уголовного дела в суд. Право подать ходатайство об этой мере пресечения имеет как сам подозреваемый, так и другие физические или юридические лица. То есть теоретически залог может предложить и представитель следствия. При этом указывается, что суд обязан рассмотреть этот запрос в любом случае.
Но посидеть в следственном изоляторе гражданам все-таки придется.
Если их задержали, то после решения об освобождении под залог суд продлевает срок задержания «не более чем на 72 часа» с момента судебного заседания. Если этого времени не хватит для сбора средств и бумаг, то суд пересмотрит свое решение и, вполне вероятно, оставит подозреваемого в СИЗО. «На мой взгляд, этого времени хватит ― гражданину необходимо будет подтвердить в суде право собственности и отсутствие ограничений на передаваемое в залог имущество, ― пояснил «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. ― Обычно имущество зарегистрировано в Росрегистрации. Так что, даже если гражданин не может быстро найти документы, то он сможет взять подтверждение в этой службе».
Назначать размер залога предлагается судьям. Для этого им необходимо будет учесть характер преступления и личность подозреваемого.
Если окажется, что у гражданина в собственности всего одна квартира, в которой он и его семья может постоянно жить, то ее в качестве залога суд не примет. «Это, судя по всему, взято из Гражданско-процессуального кодекса, где есть перечень имущества, на которое не распространяется процедура взыскания, ― сообщил Крашенинников. ― Если бы в данном проекте было разрешено отдавать под залог такие квартиры, то возникло бы противоречие между законами». То есть могло бы получиться, что, если подозреваемый нарушил условия залога, то его квартира была бы изъята в пользу государства.
Можно ли принимать под залог имущество родственников, в документе не указывается. По каким правилам будут оцениваться квартиры, машины и акции, решит правительство, добавляется в проекте.
После приговора суд объявит, что делать с залогом. Если гражданина оправдали, то залог возвращается.
Не исключено, что в делах, где есть причиненный ущерб, квартиры и машины взыщутся для его погашения.
Расширился и перечень статей, по которым будет применяться залог. Раньше на такую меру пресечения могли рассчитывать только подозреваемые в налоговых преступлениях (статьи 198―199 УК). Сейчас к ним добавились статьи 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата) и 165 (причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Это статьи из главы 21, о которой говорил в своей речи на прошлой неделе президент России. «За бортом» остались кража, хищение, угоны и другие преступления против собственности.
Из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в новую редакцию УПК вошло гораздо больше. В частности, это незаконные предпринимательство и банковская деятельность, легализация денег, незаконное получение кредита, неуплата таможенных пошлин, манипуляции с ценами на рынке ценных бумаг, невозвращение из-за границы денег и другие.
Не смогут выйти под залог подозреваемые в контрабанде, принуждении к сделке, скупке краденного, подкупе участников состязаний и конкурсов, изготовлении и сбыте поддельных денег и незаконном экспорте технологий, материалов и информации, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и вооружения. «Даже контрабанду не включили?» ― переспросил, услышав список, Крашенинников. Он пояснил, что точно говорить о причинах и следствиях такого решения законотворцев можно будет только после более внимательного изучения документа.
«Но в целом я рад, что идет расширение перечня статей, по которым будет применяться залог, ― добавил депутат. ― Так как гораздо лучше, если человек, не угрожающий обществу, остается с семьей, может работать, жить нормальной жизнью».
Вместе с залогом, документ вводит ряд изменений в УК. Предлагается полностью убрать статью 173 (лжепредпринимательство). В пояснительной записке к проекту указывается, что ее формулировка очень неясна, из-за чего статья не работает.
Ужесточается наказание по статье 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности): штраф до 200 тысяч рублей изменился на штраф от 200 тысяч рублей, и по статье 171.1 (незаконное предпринимательство) ― максимальное наказание предлагается увеличить с 8 лет тюрьмы до 10. Меняются цифры, определяющие крупный размер совершенного преступления. Для статьи 174 (легализация) ― с одного до шести миллионов рублей, по статье 193 (невозвращение средств из-за границы) ― от 5 до 30 миллионов. А в статье 194 (уклонение от уплаты таможенных пошлин) крупный размер ущерба и особо крупный, сейчас составляющие 500 тыс. рублей и 1,5 миллиона, предлагается заменить на 3 миллиона и 36 миллионов ― то есть увеличить в шесть раз.