Дискриминация женщин в науке
Два месяца назад «Газета.Ru» рассказывала о результатах исследования ученых из Университета Индианы (США), в котором они проследили за гендерным неравенством в современном мире науки. Проведя междисциплинарный количественный анализ публикаций, ученые под руководством профессора Кассиди Сугимото установили, что среди авторов научных работ доли женщин и мужчин в мире составляют 30 и 70% соответственно, а что касается ведущих авторов научных статей, то на каждую женщину приходится в среднем двое мужчин.
Проблема гендерного неравенства в науке беспокоит и ЮНЕСКО: по данным этой организации, охватывающим 129 стран, на сегодняшний день в мире лишь один из трех научных исследователей является женщиной.
За последнее десятилетие доля женщин-исследователей в мире увеличилась всего на 12%.
Разобраться в причинах этой дискриминации попытались в ходе исследования, проведенного в преддверии церемонии «Женщины в науке — 2014» на основе данных по 14 странам: Франции, Германии, Испании, Великобритании, США, Японии, Китаю, Бразилии, Аргентине, Южной Африке, Марокко, Египту, Индии и Индонезии. Результаты исследования говорят о том, что гендерное неравенство в науке начинается сразу после обучения в школе, где соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое — 51% против 49%. Диплом бакалавра же получают 68% мужчин и лишь 32% женщин. Обладателем диплома специалиста женщина станет с вероятностью 30%, а доктором — с вероятностью 25%. Наконец, женщины занимают 29% среди общего числа исследователей и 11% ведущих академических позиций. Доля женщин, возглавляющих научные учреждения, значительно варьируется между странами и составляет 6% в Японии, 27% в США, 29% во Франции и 34% в Испании. Как верхушка этого айсберга — лишь 3% женщин-лауреатов за всю историю Нобелевской премии.
По мнению авторов доклада, в сложившейся ситуации виноваты стереотипы. Девушки, а также их родители, учителя и общество в целом придерживаются неверных убеждений, которые отбивают у молодых женщин желание изучать научные дисциплины: «мальчики не интересуются девочками, любящими науку», «заниматься наукой — означает работать одной в лаборатории». Однако худший из всех стереотипов заключается в том, что «мужчины достигают больших успехов в науке», несмотря на многочисленные доказательства обратного.
В России оценить ситуацию с дискриминацией женщин в науке сложно, но есть явная тенденция к улучшению ситуации.
Конечно, пока Российская академия наук остается, как гласит известная шутка, единственным местом в стране, где очереди в мужской туалет на порядок превышают очередь в женский. Но даже там уже есть первая женщина-вице-президент — доктор юридических наук Талия Хабриева.
На уровне же простых исследователей ситуация совсем неплоха. Согласно опубликованным на этой неделе статистическим результатам конкурса заявок в Российский научный фонд для поддержки отдельных научных групп, было подано 11 775 заявок, участниками которых являются 108 024 человека. Из них женщины составляют 42%.
«Нобель» для женщин
Крупнейшим мероприятием, призванным побороть дискриминацию женщин в науке, является образованная в 1997 году премия «Женщины в науке». Инициаторами премии являются компания L'Оreal и ЮНЕСКО. Премия присуждается ежегодно пяти женщинам, по одной представительнице от каждого региона мира (Африка и арабские государства, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Северная Америка), в знак признания их вклада в развитие науки. Подавать заявки могут ученые со всего мира, а окончательное решение принимает международное жюри, состоящее из именитых ученых.
В 2014 году председателем жюри стал профессор Гюнтер Блобель, получивший Нобелевскую премию по медицине в 1999 году.
За последние годы два лауреата данной премии получали Нобелевскую премию: это Элизабет Блэкберн (медицинский «Нобель» 2009 года) и Ада Йонат («Нобель» по химии 2009 года).
Размер каждой премии составляет порядка $100 тыс.
Церемония вручения премий 2014 года традиционно прошла в Сорбонне в ночь на четверг по московскому времени, ее свидетелем стал корреспондент «Газеты.Ru».
В 2014 году лауреатом от Африки стала Сегенет Келему — генеральный директор Международного центра исследований физиологии и экологии насекомых, Найроби, Кения. Родившись в бедной деревне в Эфиопии (лауреат рассказывала, что когда-то ее семья жила на $20 в месяц), сейчас Келему занимается повышением устойчивости и продуктивности тропических и субтропических кормовых трав путем использования микроорганизмов.
Лори Глимчер — декан факультета им. Стивена и Сюзанны Вайс медицинского колледжа Вейл-Корнелл, Нью-Йорк, и проректор по медицине Корнелльского университета, Итака, штат Нью-Йорк (США), стала лауреатом от Северной Америки.
В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Лори рассказала, что является потомком российских эмигрантов: ее дедушка и бабушка родом из России.
Жюри отметило заслуги Глимчер за открытие ключевых факторов, участвующих в активации лимфоцитов и дифференциальном балансе: это важно для понимания механизмов, которые регулируют качество иммунной реакции и, в частности, аутоиммунные заболевания (возникающие, когда иммунная система организма «нападает сама на себя» и атакует собственные ткани). Исследование профессора Глимчер создает основу для новых методов лечения широкого спектра заболеваний, таких как волчанка, диабет у детей, ревматоидный артрит, воспалительные заболевания кишечника и рассеянный склероз, а также разные виды аллергии.
«Отец преподал мне несколько важных уроков. Успешный ученый должен уметь рисковать. Крупные достижения невозможны без смелости и новаторства. Будь бесстрашен, уверен в себе и упрям как баран!» — говорит лауреат.
Лауреатом от Латинской Америки стала профессор Сесилия Бузат из Аргентины — член Национального совета по научно-техническим исследованиям (CONICET), Буэнос-Айрес, и профессор Национального университета Юга, Баия-Бланка. Она удостоена премии за исследование взаимодействия клеток мозга между собой и с мышцами, которое находит применение в различных областях медицины, включая методы лечения нервно-мышечных и неврологических расстройств, таких как болезнь Альцгеймера, депрессия и аддиктивное поведение.
Профессор Высшей школы биологических исследований Киотского университета (Япония) Кайо Инаба стала лауреатом за открытия, связанные с ключевой ролью дендритных клеток в иммунных системах здоровых и больных субъектов. Эти открытия стали основой для нового метода лечения онкологических заболеваний. В ходе своей научной карьеры Инаба много сотрудничала с нобелевским лауреатом Ральфом Штейнманом — нобелевским лауреатом 2011 года, который умер за несколько дней до того, как комитет присудил ему премию.
Наконец, на радость местной публике, лауреатом от Европы стала француженка Брижит Киффер — профессор Страсбургского университета.
В день церемонии ее крупный портрет появился в газете Le Figaro, на улицах Парижа и в аэропортах. Она удостоена премии за исследование механизмов мозга, связанных с такими явлениями, как боль, психические заболевания и наркологическая зависимость. В своей работе Киффер изучала, почему мы чувствуем боль и каким образом определенные вещества облегчают или провоцируют эти ощущения. Центральное место в данных процессах занимают опиоидные рецепторы в нашем мозге. Брижит Киффер первой выделила ген для одного из таких ключевых рецепторов. Ее открытие позволило понять, как такие вещества, как морфин или героин (активные ингредиенты опиума), могут устранять боль, а в некоторых случаях вызывать зависимость. Результаты исследований профессора Киффер легли в основу разработки новых обезболивающих лекарств и новых методов лечения наркологической зависимости. Поскольку расстройства опиоидной системы связаны с эмоциональными проблемами, такими как синдром тревожности и тяжелая депрессия (от которых страдает каждый десятый человек), ее работа также имеет важное значение и для психиатрии.
По словам профессора Киффер, психические заболевания — это биологические болезни.
«Мозг — это орган, и, несмотря на его сложность и неизученность, как и любой другой орган в организме человека, его можно лечить», — говорит она.
Помимо пяти лауреатов премии в среду были премированы 15 женщин-ученых со всего мира, которые получили специальную стипендию: порядка $40 тыс.
Российская часть премии
Среди лауреатов премии прошлых лет есть и одна представительница России: в 2007 году комитет премировал Татьяну Максимовну Бирштейн. Вскоре после этого было принято решение учредить национальные стипендии для поддержки молодых российских женщин-ученых в развитии их карьеры в науке. Эти стипендии размером 400 тыс. руб. каждая предназначены для женщин-ученых, кандидатов наук в возрасте до 35 лет, работающих в российских научных институтах и вузах по следующим дисциплинам: физика, химия, медицина и биология. Критериями выбора стипендиаток являются научные успехи, значимость и практическая польза проводимых ими научных исследований.
В первый же год на конкурс поступило 189 анкет более чем из 40 городов России.
В дальнейшем число претенденток на получение премии неуклонно росло. За 7 лет существования российской программы 64 молодые женщины, работающие в науке, получили стипендии. Большинство из них успешно продолжают свою научную деятельность, в том числе благодаря оказанной им поддержке.
В нынешнем году организаторы пересмотрели условия отбора и доработали анкеты, которые заполняют молодые ученые — претендентки на участие в конкурсе. Так, например, им теперь будет необходимо в кратком эссе сформулировать свои основные научные достижения.
«Это сделано для того, чтобы жюри было проще оценить суть работы, а не ориентироваться только на тематику статей», — комментирует данное изменение председатель жюри конкурса, академик РАН, проректор МГУ Алексей Хохлов.
Кроме того, организаторы просят участниц конкурса указать контактные данные коллег, которые могли бы их рекомендовать, что дает возможность при необходимости составить мнение о достоинствах претенденток со слов людей, которые хорошо знают их самих и их работу. Жюри также будет рассматривать информацию о преподавательской деятельности кандидаток, их руководстве аспирантами и студентами и зарубежных стажировках. «Все эти данные будут так или иначе учитываться, наряду с экспертной оценкой», — подчеркнул академик Хохлов.