«Косметическая» премия L'Oreal-UNESCO «Для женщин в науке» на самом деле весьма серьезная награда: это первая и самая важная премия, присуждаемая женщинам-ученым.
За все время существования программы премии и стипендии получили более 1700 женщин из примерно 100 стран мира, а качеству и открытости конкурса могут позавидовать многие серьезные государственные конкурсы. Международной премии «Женщины в науке» пока удостоилась лишь одна россиянка: в 2007 году лауреатом стала профессор Санкт-Петербургского института макромолекулярных компонентов РАН Татьяна Бирштейн. В том же году было принято решение учредить российскую стипендию L'Oreal-UNESCO для молодых (до 35 лет) женщин-ученых, чтобы поддержать их в самом начале карьеры. За время существования стипендии ее лауреатами уже стали более 60 девушек.
Ее вручают за работы по физике, химии, медицине и биологии, то есть награда покрывает самый широкий спектр работ — от молекулярной биологии до освоения космоса.
Стипендия-2013 стала настоящим триумфом академической науки: девять лауреаток из десяти являются сотрудницами РАН и еще одна — РАМН. Хотя в предыдущие годы премии получали и девушки, работающие в университетской науке, да и в этом году сотрудницами вузов был представлен ряд сильных работ, однако академические ученые оказались сильнее, отметил в приветственном слове председатель жюри премии, проректор МГУ, академик РАН Алексей Хохлов. Он пошутил, что теперь институты РАН, где работают стипендиатки, видимо, нужно называть «институты ФАНО», так как они уже переданы Федеральному агентству научных организаций.
Опасения высказала и Татьяна Бирштейн, также входящая в жюри премии.
«В этом году вручение премии омрачено теми малоприятными действиями, которые проводятся с Академией наук. Для меня как для сотрудника института РАН уже в течение 50 лет эти действия оскорбительны», — сказала она, отметив триумф академической науки на конкурсе.
«Я с тревогой слежу за новостями о реформе РАН и, честно говоря, как и многие, не знаю, к чему это приведет», — сказала одна из стипендиаток, Марина Генинг из Института органической химии РАН (или уже ФАНО, как грустно пошутил Хохлов), получившая награду за работы по противобактериальным глюкозаминам.
Перед лауреатками во время церемонии награждения в зале гостиницы «Балчуг» в центре Москвы выступила известная актриса Ингеборга Дапкунайте.
«Я лихорадочно думала сегодня, благоговея перед вашими достижениями, что же я имею общего с наукой. И вспомнила, что в школе я очень любила химию и моя школа даже выдвинула меня на городскую олимпиаду, где я торжественно заняла последнее место. Это, пожалуй, все. Я вам желаю, чтобы у вас всегда было то вдохновение, которое сподвигло вас выбрать этот путь, сделать первые шаги в науке», — сказала Дапкунайте.
И члены жюри, и независимые эксперты отмечают чрезвычайно высокий научный уровень стипендиаток этого года: работы молодых научных сотрудниц опубликованы в самых престижных научных журналах и весьма серьезно цитируются, а значит, вызывают интерес мирового научного сообщества.
«В этом году мы получили более 500 заявок.
Сначала мы посмотрели цитирование работ претенденток по известной базе научных публикаций Web of Science и выбрали 30 коллег, показатели которых были самыми высокими. Эти работы поступили на рецензию экспертов. Если жюри не удалось сформировать своего мнения, мы обращались к сторонним экспертам, потом было очное обсуждение, и по итогам этого процесса мы отобрали лауреаток», — пояснил Хохлов систему отбора победительниц.
«Карьера их развивалась примерно одинаково: окончили один из ведущих вузов страны, пришли на работу в академический институт после диплома или после аспирантуры, год или два провели за рубежом на стажировках в серьезных научных группах и вернулись применять свои знания в России, сохранив хорошие международные связи. Так что это, можно сказать, такой тренд», — поделился своими наблюдениями Хохлов.
Для конкурсанток стипендия 400 тыс. руб. – серьезное подспорье, а церемония в стиле красной ковровой дорожки, в красивых платьях, с профессиональным макияжем и фотосессией L'Oreal – приятное дополнение к признанию научных заслуг девушек.
«Мы все как золушки: работаем-работаем, а потом раз — и получаем письмо о присуждении премии, стоим на этой сцене, все так красиво — как в сказке», — сказала Софья Бокова-Сирош, стипендиатка из Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН, получившая премию за работы по спектроскопическим исследованиям углеродных нанотрубок.
Круг охвата стипендий 2013 года очень широк — от фундаментальных исследований в области лазерной физики и трехмерной структуры белков до весьма прикладных — разработки антистафилококковых вакцин и каталитической переработки углекислого газа в ценные продукты.
Золушки-ученые успевают не только вести научную работу и даже руководить небольшими научными группами, но и быть «в свободное от работы время» мамами, а также не терять оптимизма и присущего всем хорошим ученым чувства юмора.
Нобелевский лауреат Андрей Гейм публиковал статью о левитации в соавторстве со своим хомячком Тишей, а Ольга Поварова из петербургского Института цитологии отметила заслуги в создании научной среды в институте местного котика.
«Еще я хотела упомянуть Дусика: это кот-ученый, который живет в нашем институте и создает творческую атмосферу», — сказала она, выступая на сцене после вручения премии.
История стипендии в России пока коротка, но конкурс явно на правильном пути: вчерашние стипендиатки L'Oreal-UNESCO продолжают плодотворную работу в науке, получают гранты и престижные награды. Так, стипендиатка 2009 года Екатерина Шишацкая в 2010 году стала лауреатом премии президента России в области науки и инноваций для молодых ученых (аналог Государственной премии), став первой женщиной — лауреатом этой награды.