До недавнего времени принято было считать, что центр речи, то есть области мозга, позволяющие воспринимать и произносить звуки, расположен преимущественно в левом полушарии. Специалисты Нью-Йоркского университета и университетского Медицинского центра Лангон доказали, что в речи в равной степени участвуют оба полушария.
Эти результаты, опубликованные в журнале Nature, изменяют устоявшиеся представления о нейронной активности мозга.
Согласно классическим представлениям восприятие и обработка звуков происходят в сенсорной зоне Вернике (в заднем отделе верхней височной извилины), а их произнесением руководит моторная зона Брока (в задней нижней части третьей лобной извилины). Та и другая находятся в левом полушарии. Эти зоны связаны и формируют сенсомоторную систему речи. Однако эти данные основаны на косвенном исследовании мозговой активности пациентов, перенесших инсульт и испытывающих речевые трудности. Проводились исследования и на здоровых добровольцах, но основной метод, который при этом применялся, — функциональная магнитно-резонансная томография, основанная на измерении мозгового кровотока при выполнении испытуемым различных задач.
Американским ученым удалось провести прямое исследование участия нейронов мозга в процессе речи.
Они использовали метод электрокортикографии, при котором нейронную активность регистрируют с помощью электродов, наложенных непосредственно на поверхность коры. Метод позволяет получить высокое пространственное и временное разрешение. Естественно, в экспериментальных целях никто не будет сверлить череп пациента — такие электроды вживляют с целью лечения какого-либо неврологического заболевания.
В исследовании приняли участие пациенты, проходящие фармакологическое лечение от эпилепсии. Шести пациентам электроды ввели в левое полушарие, семи — в правое и трем — в оба полушария мозга. Испытуемые выполняли три типа задач: просто слушали слоги, повторяли услышанные слоги вслух и повторяли их беззвучно, то есть двигали губами, языком и челюстями. В некоторых экспериментах пациенты слушали и повторяли односложные слова heat, hit, hat, hoot, het, hot, hut (тепло, хит, шляпа, крик, гет, горячий, хижина), в других — бессмысленные слоги «киг» и «поб». Использование незначащих слогов позволило разделить речевую способность, то есть возможность слышать и произносить звуки, от языковой активности — способности составлять фразы и понимать их смысл.
Ученые определили области мозга, принимающие наибольшее участие при выполнении всех типов задач.
Оказалось, что во время слушания и повторения слогов активизируются нейроны, расположенные в обоих полушариях.
Это нейроны в надкраевой, средней височной и верхней височной извилинах, соматосенсорной и моторной коре, премоторной коре и нижней лобной извилине. Они обеспечивают восприятие и произнесение звуков, связь между тем, что человек слышит, и тем, что он говорит (повторяет).
Языковый центр отличается от речевого, это центр более высокого уровня обработки информации, он обеспечивает понимание смысла слов.
И именно языковый центр находится в левом полушарии.
Когда известны механизмы генерации речи, можно более успешно решать проблемы ее нарушения. Исследователи надеются разработать более эффективные методы реабилитации больных, страдающих речевыми нарушениями после перенесенного инсульта.