Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дислексия из-за плохих связей

Причиной дислексии является нарушение связей между участками головного мозга

Ученые выяснили, что нарушение связей между лобными и височными долями головного мозга вызывает дислексию. Ранее считалось, что причиной болезни может быть искаженное фонетическое представление.

Дислексия — неврологическое заболевание, проявляющееся в нарушении способности к овладению навыками чтения и правописания при сохранении общей способности к обучению. У страдающих дислексией людей не нарушены слуховое и зрительное восприятия, они обладают достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, тем не менее они не способны овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целых слов.

Восприятие речи на слух представляет собой преобразование акустических сигналов в отдельные компоненты — морфемы. Ранее исследователи предполагали две возможные причины возникновения дислексии:

либо искаженное фонетическое представление (то есть неверное восприятие звуков), либо затрудненный доступ головного мозга к нему.

Группа бельгийских, английских и швейцарских ученых под руководством Барта Боэтса (Лёвенский католический университет) провела исследования, связанные с изучением восприятия дислексиками звуковой информации, и установила, что с фонетическим представлением у дислексиков все в порядке — причиной заболевания является другой фактор. С результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале Science.

В исследовании участвовали 23 взрослых человека, страдающих дислексией, и 22 — без нарушений. Им предлагалось прослушать разные варианты произношения четырех сублексических элементов (фонем). После этого испытуемые выполняли задания на дифференциацию (различение) фонем.

При помощи метода функциональной магнитно-резонансной томографии ученые контролировали реакцию мозга на звуковые раздражители в шести разных участках каждого полушария. Результаты показали, что обе группы испытуемых нормально различают гласные и взрывные согласные звуки. Если бы проблема заключалась в искаженном фонетическом представлении, то реакция нейронов головного мозга дислексиков была бы хуже, однако этого не наблюдалось. Более того,

обе группы участников смогли выполнить задания на дифференциацию фонем с одинаковыми результатами, разница была лишь в скорости: дислексики работали медленнее.

Далее ученые проанализировали качество связи между 13 анатомическими областями мозга (внутреннюю функциональную связность) и выявили, что у страдающих дислексией людей нарушены связи между правой и левой верхними височными извилинами, левой верхней височной извилиной и правой средней височной извилиной, а также между височной областью и нижней лобной извилиной.

Кроме того, группе Барта Боэтса удалось определить, что у дислексиков

нарушена целостность дугообразного проводящего пучка в левом полушарии головного мозга,

особенно на участке, отвечающем за связь между задней височной и лобной областями.

Ученые утверждают: именно эти повреждения мозга и вызывают проблемы с краткосрочной вербальной памятью, временем реакции на звуковые сигналы, правописанием и способностью воспринимать текст. Исследователи подсчитали, что функциональные и структурные повреждения мозга отвечают за 35% отклонений способностей к чтению и правописанию.

Таким образом, исследователи установили, что дислексики не страдают от проблем с фонетическим представлением: за их болезнь несут ответственность нарушенные связи между областями мозга.

Загрузка