Несмотря на годы эмансипации, научно-технический прогресс и усилия правительств развитых стран, наука остается преимущественно мужской областью деятельности. По данным статистической службы Европейского союза, в странах Европы на одну женщину, работающую в науке, приходится двое мужчин.
Сексизм в науке наблюдается почти во всех областях исследований и странах. Исключения есть лишь в таких областях, как клеточная и молекулярная биология, где мужчины и женщины представлены в равных пропорциях,
образование, языкознание и акушерство, где женщины добиваются больших успехов, да в ряде стран, которые можно пересчитать по пальцам одной руки.
Поэтому не стали большим откровением выводы ученых из Университета Индианы (США), недавно опубликованные в журнале Nature, в которых они проследили за гендерным неравенством в современном мире науки, а заодно и пересчитали те несколько стран, где женщин-ученых больше, чем представителей сильного пола.
Проведя междисциплинарный количественный анализ публикаций, ученые под руководством профессора Кассиди Сугимото установили, что среди авторов научных работ доли женщин и мужчин в мире составляют 30 и 70% соответственно, а что касается ведущих авторов научных статей, то на каждую женщину приходится в среднем двое мужчин.
Исследователи проанализировали 5,5 млн статей, авторами которых были более 27 млн ученых, за период с 2008 по 2012 год, которые индексировались в международной базе научных статей Web of Science.
Выяснилось, что научные работы, авторами которых являются женщины, в среднем цитируются реже, чем мужские труды, а доля женщин в науке больше в тех странах, где, собственно, самой науки меньше. «Поскольку цитируемость играет главную роль в оценке исследователей, эта ситуация лишь усугубляет гендерное неравенство», — считает Сугимото. Ближе всего к равноправию женщин и мужчин в науке находятся страны Восточной Европы и Южной Америки. Ученые предполагают, что в странах Восточной Европы эта ситуация сохраняется с коммунистических времен.
На гендерной карте мировой науки, нарисованной учеными, голубые цвета соответствуют большему доминированию мужчин, розовые оттенки — преобладанию женщин в науке.
Во всем мире ученые насчитали всего девять стран, в которых среди авторов научных публикаций женщин больше, чем мужчин. И лишь у пяти таких стран (Македония, Шри-Ланка, Латвия, Украина и Босния и Герцеговина) нашлось более 1000 статей, проиндексированных базой Web of Science.
Красным пятном на карте мировой науки алеет Туркмения, которая имеет лишь 52 статьи за пять лет, в которых удалось определить пол авторов.
«Я бы не сказала, что с Туркменистаном есть какая-то проблема, скорее низкое число публикаций мешает провести обобщение», — рассказала Сугимото «Газете.Ru».
Что касается американских штатов и канадских провинций, где наблюдается наибольшее равноправие женщин и мужчин в науке, то к ним относятся Вермонт, Род-Айленд, Мэн, Манитоба, Новая Шотландия и Квебек. «Заметьте, что некоторые из этих штатов и провинций, которые демонстрируют наибольшее гендерное равенство, также отличаются самыми низкими показателями в плане научного «выхлопа», — говорит исследовательница.
Среди стран с наибольшим доминированием мужчин-ученых оказались Саудовская Аравия, Иран, Япония, Иордания, ОАЭ, Камерун, Катар и Узбекиcтан.
Среди областей исследований, где мужчины имеют явное превосходство над коллегами женского пола, — военные науки, инженерное дело, робототехника, аэронавтика и астронавтика, физика высоких энергий, математика, компьютерные науки, философия и экономика.
Сложившийся гендерный перекос наблюдается и в странах, в которых, по статистике, среди студентов университетов женщин больше чем, мужчин. В них также виден недостаток женщин-профессоров, а половое неравенство ощущается при приеме на научные должности, в зарплатах, удовлетворении от работы и количестве выданных патентов.
«Будущие исследования должны дать ответы на вопросы, поднятые в нашей работе. Что отличает пятна с аномально высоким равенством (женщин и мужчин)? Влияют ли характеристики самих работ на различия в научной ценности и цитируемости? Есть ли факторы, присущие определенным дисциплинам или культурам, которые делают их более или менее привлекательными для ученых определенного пола?» — пояснили в своей статье ученые. Они подчеркивают, что лишь получили срез последних лет и наука не стоит на месте.
«Этот снимок — лишь начальная точка, которая не показывает всей истории. Данные не врут, однако я сомневаюсь, что мир науки останется таким же голубым через десять лет», — считает соавтор работы Блейз Кронин.