О том, что общее собрание Российской академии наук, намеченное на 18 мая, посетит глава российского правительства Владимир Путин, стало известно накануне вечером. Премьер обещал приехать в районе полудня, но в итоге он вышел на трибуну на полчаса позже, заставив подождать и поволноваться почтенную аудиторию.
После вступительных слов о том, что «общее собрание РАН — значимое событие из-за авторитета РАН и его значения в общественной жизни России», Путин рассказал немного о распределении финансов. «В общей сложности в 2010 году мы выделили порядка 1 трлн 100 млрд руб., это 10% бюджета, на фундаментальную и прикладную науку, высшее образование, а также другие инновационные проекты, в которых участвует РАН. Непосредственно на РАН в этом году будет выделено 49,3 млрд руб., это чуть меньше, чем в 2009 году. Но при этом только в 2009 году внебюджетные доходы РАН составили 27 млрд рублей», — заявил глава правительства России.
Он заявил, что сегодня правительство ставит высокие требования перед промышленностью и бизнесом, вспомнил про установку на инновации и энергоэффективные проекты, а также заявил, что для этого нужны «внутренние преобразования внутри науки и внутри РАН». «Конечная цель в том, чтобы специалисты в российской науке чувствовали свою востребованность, профессиональную перспективу и возможность для самореализации. Молодые специалисты должны получить возможность работать в современных научных центрах, где настоящая наука, где техническая база, и не должны прозябать там, где множится количество никому не нужных бумажек и идет освоение бюджетных ресурсов, — сказал Путин. — Нужно интегрировать науку и образование, как это происходит везде в мире. Ученые должны преподавать и проводить исследования в высших школах».
В конце своей речи Путин сообщил, что правительство находится в постоянном диалоге с руководством РАН, что недавно завершился пилотный проект по заработной плате, которая сейчас у научных сотрудников в среднем превышает 30 тыс. рублей.
Премьер отметил, что не все удалось сделать в плане материально-технической базы и создания центров приобретения приборов и оборудования, но «мы к этому обязательно вернемся, когда бюджетная ситуация станет лучше».
Напоследок была затронута тема обеспечения жильем научных сотрудников. «Есть выход: использовать под жилищное строительство земельные участки, находящиеся в ведении РАН. Это более 330 тыс. га, и это хорошая цифра, — сказал Путин. — Правительство дало поручение ведомствам проработать этот вопрос и изменить законодательство — чтоб застройщик продавал часть квартир работникам РАН по цене 30 тыс. рублей за квадратный метр».
Данное объявление вызвало шум в зале. Путин услышал это и тут же отреагировал: «Цифра, которую я назвал, приблизительная. Главное — начать процесс».
После выступления Владимира Путина слово было предоставлено президенту РАН Юрию Осипову, который рассказал о важнейших достижениях РАН за 2009 год в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. После этого глава академии извинился перед премьером за то, что «отнимает у него время», и сделал небольшое заявление.
«Мы с пониманием отнеслись к сокращению финансирования в 2010 году. С осени прошлого года академия стала объектом ожесточенных атак. Нас обвиняют в неэффективности, изолированности от мирового сообщества, создании особых условий для возвращенцев, — сказал Осипов. — Мне кажется важным сказать следующее. Мы не склонны приукрашивать положение дел в фундаментальной науке, но не согласны с внедрением в общество мнения о том, что хороших ученых в России вообще не осталось».
Президент РАН заявил, что в России есть большой научный потенциал и его будущее зависит от того, удастся ли в ближайшие 5–7 лет ликвидировать проблему недофинансирования и обеспечить возможности вести исследования. «Даже сейчас, в трудные времена, РАН — основная научная организация страны, занимающая достойное место в мировом научном сообществе, — сказал Осипов. — Около 45% всех научных публикаций страны принадлежат сотрудникам академии, в том время как в ней работают всего около 14% научных сотрудников страны…
Не выдерживают критики утверждения оппонентов, что академия — непозволительное бремя для страны. И сейчас, в трудные времена, академия обеспечивает высокий уровень.
Мы не согласны с тем, что фундаментальные исследования нужно финансировать только там, где российская наука находится на хорошем уровне. Отставание — это не повод для закрытия направления, а повод для его дополнительного развития. В нынешних условиях фундаментальная наука в России должна покрывать если не все, то большую часть спектра исследований. Только так авторитет России будет на уровне».
Осипов также затронул вопрос противопоставления сотрудников РАН и вузов, заявив, что категорически против него. «Мы поддерживаем намерения усилить вузовскую науку, это важно для нас, оттуда мы черпаем кадры. Но нас беспокоит, когда какие-то вложения в вузовскую науку делаются за счет РАН. Мы против, когда пытаются сформировать отдельную от РАН науку, не потому, что боимся конкуренции, а потому, что боимся разрушения нашей существующей системы, доказавшей свою эффективность».
«Президиум далек от намерения лакировки академической действительности, — также заявил президент РАН. — Нам нужно много работать над отчетностью, над трудовой дисциплиной. Остается проблема четкого разграничения направлений финансовых средств, поступающих в институты по бюджетным каналам. Иначе власти будет казаться, что мы тратим неэффективно, что не отрабатываем, а нам — что нам платят мало».
Напоследок Осипов заявил, что сотрудникам «сегодня как никогда нужно быть вместе»: «Речь не идет о запрете на взаимную критику на фоне внешних нападок. Но велик риск принципа «спасайся кто может», а нам нужна консолидация».
Перед тем как покинуть общее собрание РАН, Владимир Путин ответил на заявление Юрия Осипова:
«Конечно, мы прекрасно понимаем, что главный вопрос, который волнует всех — и руководство, и научную общественность, и страну, — вопрос эффективности. Применительно к деятельности РАН — это эффективность исследований, разработок и применений. Но это медаль с двумя сторонами, потому как здесь речь идет об эффективности разработок и их качестве, но и о восприимчивости государства и экономики, о желании внедрять разработки».
«Еще когда я работал в другом ведомстве, в другой жизни, в конце 80-х годов ощущалось, что и наши разработки, и полученные специальными средствами разработки ваших коллег из-за рубежа не внедрялись в экономику СССР. Не было оборудования, чтобы их внедрять, — поделился воспоминаниями Путин. — Мы на этом поприще трудились, добывали, а толку не было. В экономике это внедрить было невозможно. Прежде чем пенять на разработчиков тех или иных исследований, на результаты, нужно посмотреть, насколько это внедряемо. Нужно много сделать и руководству, и экономическим ведомствам, и бизнесу, чтобы стать восприимчивыми к инновациям. Но и ученые должны трудиться, работать на современном уровне.
Вот Гриша Перельман без денег взял и опубликовал в интернете свою работу. Мы уговариваем его, а он деньги за нее не берет.
Объем финансирования изменился серьезно — посмотрите на картину 90-х годов и сейчас. Но и здесь очень важно сконцентрировать имеющиеся у нас ресурсы на основных направлениях, на прорывных, не размазывать их тонким слоем по хлебу. И это не только наша, но и ваша задача. У нас есть определенные ограничения, связанные с финансированием. И от вас тоже зависит, на чем концентрировать эти ресурсы, на каких направлениях. Мы ждем от вас этой подсказки.
Я не чувствую взаимного недоверия власти и академической науки.
Может, кому-то хочется, чтоб это было, но это надуманно, этого нет. А что касается критики, то каждого из нас критикуют от рождения до тризны. Меня столько раз критикуют, что я уже устал отвечать. Это и неплохо. На то и одна рыба в реке, чтобы другая не дремала».
Кратко итог этого диалога между президентом РАН и премьер-министром России в своем выступлении ближе к концу первой части общего собрания подвел глава профсоюза РАН Вячеслав Вдовин. Рассказав о все-таки состоявшейся накануне акции протеста научных сотрудников, он сказал, что Путин своим визитом «ничего Академии наук не принес» и просто ей «порекомендовал сосредоточиться на чем-то прорывном».