Глава МИД Польши Витольд Ващиковский 2 июня прокомментировал документ о перспективах введения санкций против этой страны, который накануне опубликовала Европейская комиссия. По словам дипломата, «этот документ — просто мнение, ни к чему нас не обязывающее». «Это не процедура наказания Польши, а внутренняя процедура Европейской комиссии», — добавил он.
Польша обязательно вышлет Еврокомиссии свой ответ, пообещал Ващиковский. Из его слов можно было понять, что польские власти собираются проигнорировать рекомендации европейских чиновников.
Польша против демократии
В среду Еврокомиссия опубликовала письмо под названием «Оценка состояния верховенства закона в Польше». Документ отражает процесс, начатый Еврокомиссией в январе, который может завершиться экономическими и юридическими санкциями против Польши. Письмо от 1 июня слегка сгустило краски, напомнив, что консультации между ЕС и Варшавой идут уже больше полугода, а прогресса все нет.
В ЕС обеспокоены законодательной деятельностью нынешних властей страны. Придя к власти в конце прошлого года, правящая консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС) провела ряд реформ, в том числе ограничила полномочия Конституционного суда.
С декабря эта инстанция больше не может отменять решения сейма (парламента) или президента страны простым большинством голосов и при кворуме в девять судей из 15. Теперь нужна поддержка 2/3 голосов при кворуме в 13 из 15 судей. Кроме того, часть судей, лояльных курсу ПиС, были назначены президентом Польши в нарушение юридических процедур.
Европейская общественность восприняла эту меру как антидемократическую: теперь в Польше нет инстанции, которая может эффективно ограничить президента страны, если тот захочет протолкнуть через лояльный ему парламент авторитарные законы.
Глава ПиС Ярослав Качиньский, который считается сегодня наиболее авторитетной политической фигурой в стране, напротив, назвал реформу Конституционного суда демократической процедурой. По его логике, эта судебная инстанция не избирается напрямую народом, поэтому она должна больше контролироваться депутатами парламента и президентом, которые назначаются в результате общенационального голосования.
Венгерская лазейка
Письмо Еврокомиссии от 1 июня напомнило Варшаве: правительство страны нарушает единые правила законотворчества ЕС и идет против общеевропейских ценностей, которые в том числе ставят во главу угла демократию и процедуры, гарантирующие сохранение демократической системы. Если ничего не будет сделано, польский вопрос будет поднят на уровне Совета Европы, который, в свою очередь, может ввести санкции против страны на основе седьмой статьи Маастрихтского договора о Европейском союзе, объяснили «Газете.Ru» в Еврокомиссии.
Санкции, которые грозят Польше согласно этой процедуре, — это приостановка права голоса в Совете Европы и других институтах ЕС.
«В дальнейшей перспективе Польша может вовсе потерять членство в Евросоюзе, — рассказал «Газете.Ru» Николай Топорнин, доцент кафедры европейского права МГИМО. — Однако за всю историю Евросоюза такого не происходило ни разу. Более того, ни разу до сих пор не были использованы санкции в рамках седьмой статьи».
Пока Польше, действительно, не о чем беспокоиться. Дело не только в том, что до заседания Совета Европы еще далеко, а Еврокомиссии еще требуется провести множество оценочных процедур, чтобы подтвердить факт нарушения демократических правил игры в Польше. Главная проблема на пути введения санкций против страны — это Венгрия.
Против венгерского правительства во главе с консервативным премьером Виктором Орбаном Еврокомиссия начала те же процедуры еще с 2013 года. ЕС обеспокоил ряд реформ исполнительной власти, которые сосредоточили подозрительно много власти в руках Орбана. Однако вердикта Еврокомиссии относительно Венгрии до сих пор нет, а местные консерваторы продолжают законотворчество, вызывающее возмущение у широких масс европейской общественности.
На фоне разлада с центральными властями Евросоюза сложилась ситуация, при которой Венгрия, которая активно развивает дружественные отношения с Россией, встала на защиту Польши, откуда доносятся самые жесткие обвинения в адрес Москвы.
Когда Еврокомиссия начала угрожать теми же санкциями Польше, Виктор Орбан пообещал сорвать этот процесс. Венгерская делегация при соответствующем голосовании в Совете Европы наложит право вето, пообещал политик в прошлом январе. Одобрить санкции этот европейский институт может только единогласным решением всех стран — членов ЕС.
ЕС против всех
Впрочем, у Брюсселя есть один вариант, который может обойти уловку Венгрии. Он предполагает введение санкций и для Варшавы, и для Будапешта в одно и то же время.
«Для того чтобы поднять вопрос о введении санкций против страны — члена ЕС в Совете Европы, необходима треть голосов, — рассказал «Газете.Ru» Пауль Калиниченко, профессор кафедры интеграционного и европейского права Московского юридического университета имени О.Е. Кутафина. — После этого Совет Европы получает возможность голосовать о введении санкций, не учитывая голос той страны, о которой идет речь».
Таким образом, если вопрос о санкциях против Венгрии и Польши будет поднят на одном и том же заседании, теоретически санкции можно ввести, не считаясь с мнением обеих держав.
Впрочем, пока это остается только юридической теорией. У ЕС нет опыта такого глубокого ценностного конфликта со своими же странами-членами. Готов ли Евросоюз идти на обострение с двумя ключевыми державами Восточной Европы — большой вопрос.
«ЕС потерял возможность навести у себя порядок только с Польшей, — писал в авторской колонке на европейском интернет-ресурсе POLITICO Ким Лэйн Шеппили, профессор Принстонского университета. — Европейские механизмы просто не будут работать, если ЕС в то же самое время не займется венгерской угрозой».
«Нынешняя ситуация отражает общие проблемы с демократией в странах бывшего соцлагеря, — рассуждает Пауль Калиниченко. — Качество этой демократии невысокое. Как становится очевидно сейчас, это справедливо с обеих сторон от нынешних границ Евросоюза».