Рассмотрение нашумевшего иска «пенсионер Суворов против президента Путина», которое судья Татьяна Лескина провела за один день, как только информация о нем попала в СМИ, закончилось отставкой самой судьи. В квалификационной коллегии судей Саратовской области «Газете.Ru» сообщили, что Лескина ушла по собственному желанию, отказавшись сказать, когда она подала заявление об отставке — до рассмотрения скандального иска или уже после. В самом Арбитражном суде Саратовской области на вопросы «Газеты.Ru» не ответили, судья Лескина, по словам ее помощницы, весь день была на заседаниях и недоступна для комментариев.
Между тем из картотеки арбитражного суда исчезли все определения и само решение по иску Суворова к Путину.
Как уже писала «Газета.Ru», 85-летний Николай Суворов назвал президента России «другом олигархов и чиновников», виновным в «обнищании российского народа и разбогатении миллиардеров-грабителей» и потребовал отправить его в отставку. Суд принял иск к производству, назначив дату предварительных слушаний на 28 апреля. Однако судья Лескина рассмотрела иск 7 апреля, хотя еще утром 7 апреля, по словам дочери Суворова, им звонили домой из суда, чтобы сообщить, что заседание будет 28-го. Впрочем, как только информация о существовании такого иска попала в СМИ, судья Лескина за один день вынесла сразу несколько определений и в итоге отказала в его рассмотрении.
Юристы, которые сначала сочувствовали судье, которой придется разбирать иск Суворова к Путину, после его молниеносного рассмотрения изменили свое мнение на прямо противоположное. На правовых сайтах появилось множество комментариев о невысокой квалификации судей Саратовского арбитража, которые умудрились грубо нарушить права обеих сторон — и пенсионера, и президента России, не уведомив их о переносе слушания, что является стопроцентной отменой самого решения. «Что это было? Суд испугался собственной смелости? Пришла «команда сверху»? А может — сознательная диверсия? — удивляется Александр Латыев, партнер группы правовых компаний «Интеллект-С». — В итоге вместо вялотекущего и закономерно умирающего процесса мы видим скандал — вынесение определения о прекращении производства при отсутствии не извещенного надлежащим образом о времени и месте заседания заявителя, что является безусловным процессуальным основанием для отмены определения».
«Это характеризует квалификацию работников Арбитражного суда Саратовской области: нарушили даже право президента РФ на справедливое судебное разбирательство, лишив его возможности предоставить свои возражения!» — возмущались юристы на профильных сайтах. Адвокат Александр Островский, впрочем, говорит, что судья не могла быть настолько неграмотной, чтобы не понимать, что она сделала. «Судьи любят работать в тиши кабинетов, а когда по поводу их дел задают вопросы и пишет пресса, то в итоге начинают бояться за себя, нервничать и «лепить» ошибки», — считает он. Островский не верит, что судья Лескина добровольно решила сложить с себя полномочия. «Такое впечатление, что там и руководство суда, и сама судья были в предынфарктном состоянии и решили перестраховаться, избавившись от судьи под благовидным предлогом», — говорит он.
Николай Федорович Суворов из-за увольнения судьи очень расстроился. «Как же так? За что они ее, разве так можно? У нас же не 37-й год!» — поражается он.
Впрочем, за судью Лескину можно сильно не переживать — с формулировкой, по которой она ушла, она остается федеральным судьей в отставке и может даже вернуться на службу. При этом ей полагается солидная пенсия — по данным Верховного суда РФ, средний размер содержания судьи в отставке составляет более 76 тыс. рублей.
Экс-судья также имеет право на многочисленные льготы для себя и своей семьи: транспортные, по оплате жилья и санаторно-курортное обслуживание. Татьяна Лескина работала судьей в течение 17 лет. На сайте суда сообщается, что у нее второй квалификационный класс судьи, она награждена многочисленными грамотами и медалью Совета судей Российской Федерации и судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации «За безупречную службу».
Однако иск пенсионера Суворова к президенту Путину привел и к более серьезным последствиям — изменениям в Арбитражно-процессуальном кодексе (АПК). В четверг Пленум Верховного суда РФ одобрил законопроект, который позволит арбитражным судам отказывать в принятии исковых заявлений. Для этого АПК предлагают дополнить статьей 127.1, предусматривающей основания для отказа в принятии искового заявления. Такая норма существовала в Арбитражных процессуальных кодексах 1992 и 1995 годов. В современной же редакции АПК, следует из законопроекта, эта норма отсутствует, что «приводит к увеличению загруженности судов, поскольку производство по таким заявлениям может быть прекращено только при рассмотрении дела (ст. 150 АПК РФ)».
Адвокат Артур Рамазанов говорит, что, по всей видимости, принятие Арбитражным судом Саратовской области к рассмотрению иска об отрешении от должности президента стало тем самым детонатором, который ускорил устранение Верховным судом этого недостатка АПК: «Юристы, как ученые, так и практики, давно видели этот пробел в законодательстве и, возможно, вносили предложения о введении этой нормы».
В АПК предлагается внести новую ст. 127.1 — об отказе в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо если аналогичный спор уже разрешен другим судом. Определение об отказе в принятии иска препятствует повторному обращению в суд, хоть и может быть обжаловано.
«Это было сделано из благих побуждений: в целях укрепления гарантий права на судебную защиту. Действующие нормы арбитражного процесса не предоставляют возможности суду отказать в приеме иска до возбуждения производства по делу и проведения полноценного процесса: нужно открыть процесс, рассмотреть иск по существу и только потом прекратить производство по делу, если обнаружится факт его неподведомственности, — объясняет юрист крупной госкорпорации, плотно работающий с арбитражным судом. —
Возврат к проверке необоснованности исковых требований вне судебного процесса, увы, вряд ли можно рассматривать как шаг к прогрессу.
Хотя многим арбитражным судам, буквально заваленным исками, такая норма придется по душе, ведь отказать в принятии иска можно будет не возбуждая процесса».
«Утром в газете — вечером в куплете», была раньше такая поговорка, вот так и с этим иском получилось: образно говоря, судьи на ходу подметки рвут, подстраивая судебную практику под сиюминутную ситуацию», — считает адвокат Островский.
Николай Суворов рассказывал «Газете.Ru», что подал иск к президенту, потому что ему «обидно за страну и людей, которые ее строили, а теперь нищенствуют».
«Я сам всю жизнь работал, страну нашу строил, а как мы живем? Старики едва сводят концы с концами, молодежь получает 10–15 тыс. рублей — как им жить на такие деньги? — возмущался он. — А у чиновников и олигархов и зарплаты миллионные, и пенсии огромные. Что это за позор такой? Почему Путин допускает, чтобы страну грабили? Значит, его самого надо отрешить от власти, я так считаю!»
Судья Лескина, прекращая производство по иску Суворова, сослалась на 4-ю главу Конституции, согласно которой президент наделяется полномочиями, осуществление которых является его прерогативой, поэтому суды «не вправе вмешиваться в его деятельность». Кроме того, в решении указывалось, что глава государства обладает неприкосновенностью, а в ведении арбитража находятся лишь дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Впрочем, полную формулировку решения в письменном виде пенсионер Суворов из Балаково пока не получил.