Сенсационный судебный процесс в Арбитражном суде Саратовской области по иску пенсионера Николая Суворова к президенту России Владимиру Путину закончился, так и не начавшись. В решении суда от 7 апреля было отмечено, что суды не могут «вмешиваться в деятельность президента», а глава государства обладает полномочиями, которые делают невозможным его привлечение к уголовной ответственности.
В своем иске 85-летний Николай Суворов назвал президента России «другом олигархов и чиновников», виновным в «обнищании российского народа и разбогатении миллиардеров-грабителей». Несмотря на эти формулировки, суд принял иск к производству, назначив дату предварительных слушаний на 28 апреля.
Однако после того, как новость о том, что такой иск будет рассмотрен, разлетелась по российским и зарубежным СМИ, суд отклонил дело по формальным обстоятельствам процедурного характера. В постановлении, принятом в четверг вечером, сказано, что дата ошибочна, а предварительное слушание назначается именно на 7 апреля. Кроме этого, было принято еще два постановления о замене судьи Екатерины Синичкиной, которая должна была рассматривать иск, на судью Татьяну Лескину. Замена была произведена в связи с болезнью судьи Синичкиной, после чего и принято постановление о прекращении судопроизводства.
«В четверг утром нам звонили из арбитражного суда и сказали как раз, что иск рассмотрят 28 апреля, отец еще уточнял, можно ли ему не приходить, он ведь инвалид, слышит плохо. Ответили, что могут и без него рассмотреть, — рассказала «Газете.Ru» дочь Суворова Любовь Николаевна. — А сегодня, в пятницу, опять позвонили в 9 утра из Саратова и сказали, что вчера все уже рассмотрели и в иске ему отказали».
Как выяснила «Газета.Ru», как только информация о скандальном иске попала в СМИ, к Суворову пришли сотрудники местной полиции: выясняли, сам ли он писал свои заявления или его кто научил.
Под подозрение попали местные коммунисты, поскольку Николай Федорович много лет выписывает областную газету «Коммунист» и призывает соседей и знакомых голосовать за Геннадия Зюганова. «Отец показал им свои бумаги и вообще всю переписку: прежде чем подать иск в арбитражный суд, он писал в Верховный суд, оттуда и пришел ответ, что надо обращаться в арбитраж. Все свои иски он пишет сам, от руки», — поясняет дочь.
Звонили разные депутаты и тоже спрашивали, сам ли он догадался подать в суд на Путина или кто подсказал.
«Отец очень переживает за всех. Все газеты читает, телевизор смотрит. Очень возмущается, что народ нищает, — рассказывает Любовь Николаевна. — Он вообще человек не жадный, трудяга по жизни и всегда всем помогает: и деньги дает старикам, что в доме с ним живут, и кошек всех в округе кормит. Такой вот активный человек».
Николай Федорович сказал «Газете.Ru», что ему обидно за страну и людей, которые ее строили, а теперь нищенствуют.
«Я сам всю жизнь работал, страну нашу строил, а как мы живем? Старики едва сводят концы с концами, молодежь получает 10–15 тыс. рублей — как им жить на такие деньги? — возмущается он. — А у чиновников и олигархов и зарплаты миллионные, и пенсии огромные. Что это за позор такой? Почему Путин допускает, чтобы страну грабили? Значит, его самого надо отрешить от власти, я так считаю!»
Николай Суворов родился в Чувашии, окончил 9 классов, потом Горьковское спецучилище, долгое время работал водителем — возил местного министра культуры. Затем вместе с женой уехал в Якутию на золотой прииск.
«Они жили на прииске «Якутзолота», в тяжелейших условиях, а люди, наоборот, прекрасные были. Отец часто те времена вспоминает, как они приехали туда без всего, даже подушек и белья не было, а люди скинулись им на хозяйство и помогли всем, чем могли, — рассказывает дочь Суворова. — Несколько лет он там трудился, пока у жены от климата не начали выпадать волосы, ей пришлось носить парик. Уехали они оттуда из-за ее здоровья». «Мы на трехпалубном корабле жили, в экспедиции, денег я тогда много заработал — вложил их в середине 90-х в одну контору, которая пирамидой оказалась, там они все и пропали», — добавляет Суворов.
Уже после приисков они переехали в Балаково Саратовской области. 15 лет колесил Суворов по всему Союзу на «КамАЗе», на тягаче. «Дороги строили, зерно возили, урожай собирали — крупное предприятие было, по всему Советскому Союзу наши водители катались, работы хватало», — говорит один из сотрудников автопредприятия, где работал Суворов.
То, что Николай Федорович подал иск на президента Путина, бывший коллега не одобряет. «Старый он уже, поймите: его или маразм стукнул, или им кто-то умело пользуется», — убежден сотрудник.
«Я вообще о нем ничего раньше не слышала, хотя всех наших оппозиционеров прекрасно знаю, они тут у нас под окнами пикеты и митинги устраивают», — говорит Надежда Грешнова, отвечающая в местной администрации за общение с прессой и общественниками. По ее словам, пожилой человек просто высказал свое мнение, на что имеет полное право, и у нее скорее вопросы к судьям, которые приняли его иск к рассмотрению.
Суворов, у которого дома есть все кодексы — АПК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, — показывает ответ Верховного суда, в котором как раз и написано, что с такими претензиями, как у него, надо обращаться в арбитраж. Кстати, добавляет он, в КПСС никогда не состоял, на учете у психиатра тоже никогда не был. Суворов говорит, что его друзья в основном разделяют его позицию в отношении Путина и его руководства страной, хотя «одному другу Путин нравится». Его дочь Любовь говорит, что при Путине жить стала лучше.
«У меня маленькая пенсия, ее не хватало. Но недавно умер муж, а он был крупным руководителем, и теперь я получаю пенсию по потере кормильца, стало, конечно, теперь полегче, — объясняет она. С отцом о политике и Путине она старается не спорить, чтобы «давление у него не поднялось». — Я уважаю его мнение, но в судебных делах никак не помогаю: он сам все делает, я только с уборкой по дому ему помогаю».
Николай Федорович однажды уже судился с управляющей компанией, чтобы та сделала ремонт его балкона. После той истории некоторые соседи считают его теперь кляузником.
«Да чего о нем писать — кляузник он! — горячится соседка по дому Лидия Яндюк. — За коммунистов ходит нас тут агитирует, молится на своего Зюганова». Впрочем, добавляет она, мужик он добрый, с утра ездит на базар, чтобы купить корм для всех окрестных кошек, которых он тут один опекает.
Любопытно, что иск рассмотрели в тот же день, как информация о его существовании попала в СМИ. Опытный юрист-арбитражник, попросивший не указывать его фамилию, поскольку работает в госструктуре, говорит, что «замена даты заседания не означает, что первоначальное определение было отменено». «То, что заседание провели в один день, означает, что, скорее всего, стороны не были уведомлены должным образом и на суд могли надавить, — считает он. — Громкие формулировки вроде «друга олигархов» ничего не значат, поскольку реальные претензии должны содержаться в самом исковом заявлении. Однако принять три решения по одному иску в один день — о замене судьи в связи с болезнью, переназначении даты заседания и само решение — на практике очень редкий случай».
В Арбитражном суде Саратовской области на вопросы «Газеты.Ru» о нашумевшем иске и его молниеносном рассмотрении отвечать отказались.
Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры», удивлен тем, что арбитражный суд вообще принял иск к производству. «Это достаточно странная позиция, поскольку в ст. 129 АПК черным по белому написано, что если дело ему неподсудно, то он просто возвращает исковое заявление, и на этом все должно закончиться. Однако суд почему-то начал процедуру. Целую стадию прошли по этому заявлению, а потом вынесли определение, что «данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде», — говорит он. — Секретарь суда, который составил определение о принятии к производству и назначении к заседанию, вероятно, даже не понял, о ком и о чем идет речь». Если бы суды принимали иски от тех, кто недоволен политикой главы государства, то они бы только и делали, что рассматривали такие иски, поясняет он.
Одним из самых громких исков против президента Путина, принятым к рассмотрению столичным судом, был иск о защите чести и достоинства, поданный в 2011 году оппозиционерами Владимиром Рыжковым, Владимиром Миловым и ныне покойным Борисом Немцовым. Политики возмутились фразой Путина, который заявил, что они «утащили немало миллиардов». Савеловский суд Москвы не удовлетворил иск, заявив, что тогдашний премьер выступил с «оценочными» суждениями в их адрес.