«Когда будут раздавать российские паспорта? Как это будет происходить? Это главный вопрос, который волнует сегодня всех и который мне постоянно задавали», — говорит Елена Гой, руководитель организации «Гуманитарная помощь Донбассу». Елена только вернулась с юго-востока Украины, куда в очередной раз возила российскую гуманитарку. Помощь отвезли в Первомайск, Кировск, Стаханов, Ирмино, Брянку, Алчевск.
«Все уже слышали, что паспорта будут давать, и все же не могут поверить в эту радостную новость! — рассказывает Гой «Газете.Ru». —
У кого ни спрошу: «Будете делать?» — отвечают, что да, сразу! Это даст нам спокойствие и появится чувство, что нас не бросили. Там ведь бомбят каждый день, стреляют где попало...
Ведь все понимают, что и в России сейчас несладко, кризис, и гуманитарку вечно присылать не будут, так что надо как-то здесь жизнь налаживать».
О массовой раздаче российских паспортов источники в ДНР начали говорить еще в июле. По их словам, в Москве якобы готовят масштабную паспортизацию Донбасса по опыту Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Этот шаг станет ответом на блокаду региона со стороны Киева, поскольку все документы, выданные в самопровозглашенных республиках, нигде не признаются, в том числе и в России.
О таком шаге «Газете.Ru» также говорили несколько политологов, связанных с политикой Кремля на украинском направлении.
На вопрос, может ли Москва отдать такую команду, глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков говорит, что «такие «команды» не появляются без повода и им предшествует тщательная юридическая подготовка»: «И это не «раздача», а формализованный процесс. В ближайшей перспективе нельзя исключать ускорения решения вопроса по оформлению документов».
Политолог Сергей Михеев говорит, что это было бы правильным решением и, по его оценке, правом на получение российских документов воспользовались бы не менее 1 млн человек. «Эта ситуация возникла около полугода назад, ведь, по сути, Украина бросила своих граждан, — считает Михеев. — Россия, хоть и воевала с Чечней в двух кампаниях, пенсии продолжала людям платить, а Киев в отношении ЛНР и ДНР применяет тактику «выжженной земли». Детям не дают свидетельств о рождении, люди не могут снять деньги из банков, получать пособия и т.д. В Донбассе очень ждут такую помощь от России».
По известному сценарию
Массовая раздача паспортов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье фактически была шагом к неформальному признанию Москвой суверенитета республик. Однако там процесс происходил постепенно, в республиках были противники получения гражданства РФ, сторонники полной независимости. Гражданам Южной Осетии к тому же давали не общегражданские паспорта, а заграничные — ограниченной серии, которые не давали получателю никаких социальных привилегий гражданина России. Единственная польза от них — беспрепятственный въезд в Россию. Полноценные общегражданские паспорта массово стали выдавать только после войны с Грузией в 2008 году.
Живущий с прошлого года в Донецке бывший корреспондент радио «Свобода» Андрей Бабицкий, освещавший обе чеченские кампании со стороны сепаратистов, считает раздачу паспортов в Донбассе весьма вероятным сценарием.
«После очередного кризиса и масштабных боестолкновений это будет обязательная реакция Москвы. Собственно, бои уже начались. Так что выдача не за горами. Военная эскалация неизбежна, а Москва это расценивает как вызов, на который обязательно следует отвечать, — рассуждает Бабицкий. — Из относительно безопасных для нее с правовой точки зрения, но кажущихся очень серьезными по последствиям противной стороне выдача паспортов — самый простой и действенный метод».
Как жить, если невозможно зарегистрировать смерть
«Помоги девочке! Нужно сделать паспорт! Из-за обстрелов вовремя не повезли, теперь не знаем, что делать. Все что-то мешало, то бабушка умерла, то отец в ополчении погиб. А теперь ей семнадцать» — такая просьба от жителей Донбасса уже давно выглядит дежурной.
Реальные документы самопровозглашенные республики выдавать не могут.
Раздача паспортов, которую чиновники ДНР и ЛНР организовывали перед камерами, была штучным пиаром. Книжицы с гербом на обложке без каких-либо степеней защиты не предъявишь ни на границе России, ни на украинском блокпосту. В итоге местные жители до сих пор пользуются украинскими паспортами.
В Донецке какие-то документы есть, поскольку осталась пара приличных типографий. Кругооборот республиканской документации пошел давно. Начали с бланков строгой отчетности по выдаче наркотиков, продолжили всем подряд — военными билетами, школьными аттестатами, дипломами для вузов. Как и паспорта ЛНР, эти бумаги с точки зрения окружающего мира больше сувенирные.
«С 1 января 2015 года республику отключили от украинских электронных реестров регистрации смерти, — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в министерстве юстиции ДНР. —
Это самое болезненное, без чего не обойтись. Люди умирают, гибнут, это приводит к последствиям в виде получения наследства и т.д. Мы наладили специальный журнал регистрации смертей и выдачу свидетельств о смерти. Мы знаем, что их принимали нотариусы в Республике Крым и в России.
В ином случае люди получают справки о смерти в больницах ДНР и с ними едут за свидетельством о смерти на украинскую территорию. Пока больничные печати с двуглавым орлом там никого в ступор не ставили».
Электронные реестры недвижимости на территориях ДНР и ЛНР тоже отключены, и нотариат не работает. Но обходить запреты тут научились. Выезжают оформлять сделки по недвижимости на украинскую территорию. А в Донецке есть пара нотариусов, которые работают как «краматорские», то есть для оформления документов можно за блокпосты не выезжать.
Детей, которым исполнилось 16, чаще всего везут по свидетельству о рождении через блокпосты в Краматорск или Мариуполь и там обивают пороги паспортных столов. И в итоге чаще всего получают паспорт.
Знакомые донбассовцы очень верили в ДНР и ждали обещанных российских паспортов. Теперь девочку 17 лет не провезешь через блокпост без документов, чтобы получить украинский паспорт, да и в Россию ее никак не провезешь. Родители надеются на дистанционное изготовление гражданского украинского паспорта по сканам документов и электронным фотографиям, что может выйти очень дорого.
Чем ответит Киев
Что будет делать Украина при гипотетическом решении выдавать российские паспорта в самопровозглашенных республиках? Скорее всего, с этим Киев ничего не сможет поделать, как и с любыми факторами российского присутствия, например «военторгом» и регулярными гумконвоями.
На Украине популярен анекдот, что «Донбасс получит проигравший». Российские паспорта — это шаг если не к аннексии, то к взятию на себя Россией всей полноты ответственности за восстановление разрушенного региона и риск усиления западных антироссийских санкций и помощи Украине.
Советник бывшего губернатора Донецкой области Сергея Таруты Константин Батозский считает, что выдача паспортов очень выгодна самой Украине.
«Раздавая паспорта, Россия четко обозначит курс на формирование непризнанных республик по аналогии с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией. Для жителей Донбасса, привыкшим к общемировым нормам жизни (стабильная выплата пенсий и пособий, свобода передвижений), будет дан четкий сигнал о превращении их земли в гетто без закона, надежды, достоинства, свободы и просвета», — говорит Батозский. По его мнению, выдача паспортов снимет с Украины моральное обязательство поддерживать своих граждан.
Именно по этим внешнеполитическим причинам один из околокремлевских источников сомневается в реальности массовой раздачи паспортов. Он называет начавшуюся вокруг этой идеи информационную кампанию блефом, желанием Москвы повысить ставки на фоне провала минских соглашений и обострения военной обстановки в регионе: «Это крест на минских договоренностях и война. Не знаю, кто на это пойдет».
В ответе за тех, кого приручили
Пока же Россия может ограничиться полумерами для социальной подпитки региона. Недавно в совете по правам человека при президенте РФ обсуждали возможные варианты решения проблем с документами у жителей ДНР и ЛНР. В дискуссии приняли участие представители Минюста, администрации президента и ФСБ, рассказал «Газете.Ru» член СПЧ и сопредседатель постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека Евгений Бобров. По его словам, власти предлагают сценарий, при котором на территории России донбассовцы смогут находиться по просроченным документам с вклеенными фотографиями.
«Минюст ведет спор с администрацией президента, как технически реализовать такой вариант. Министерство выступает за создание федерального закона, в АП же настаивают на указе президента. Один из высокопоставленных участников встречи сказал, что указ может выйти в ближайшие недели», — рассказывает Бобров.
Сам правозащитник выступает за вариант с президентским указом, поскольку это быстрее принятия ФЗ. Такая возможность у главы государства есть, говорит Бобров, ее дает 80-я статья Конституции, по которой он «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
Светлана Ганнушкина из комитета «Гражданское содействие» говорит, что раздача российских документов очень сильно облегчила бы жизнь и тем беженцам, что уже переехали в Россию, и тем, кто остался на юго-востоке Украины.
«Мы этих людей в каком-то смысле соблазнили, пообещали им поддержку и теперь за них в ответе, — объясняет Ганнушкина. — Но проблемы не только с жителями Донбасса, у жителей других областей Украины они тоже есть. Например, у тех, кто не поддержал события на «майдане» и им пришлось уехать. Потому что такие вопросы приходится решать в ручном режиме на самом высоком уровне. По большому же счету Россия могла бы дать свое гражданство всем бывшим гражданам СССР, если они хотят его получить».
Политолог Сергей Михеев считает, что паспортизация донбассовцев не станет тяжким бременем для российского бюджета, зато решит многие социальные вопросы. «Например, уже выделена квота на обучение для выпускников Донбасса, а аттестаты им не выдают, как они смогут этим правом воспользоваться? Российский же паспорт позволит им у нас учиться, — замечает Михеев. —
По сути, речь идет о фактическом переходе этих территорий под юрисдикцию России, но, если эти люди хотят иметь наше гражданство, почему мы им должны отказывать?»
«Поскорей бы уже это все решили, вот уже два месяца пенсионерам выдают российские пенсии, а пособий на детей пока нет. Только на Россию и надеемся, надо бы, чтобы уже что-то с документами придумали», — говорит Елена Гой из «Гуманитарной помощи Донбассу» НОД. Сама она из Стаханова Луганской области, российских документов у нее нет, въезд на Украину женщине закрыли, поскольку ее там объявили вне закона: считается, что НОД депутата-единороса Евгения Федорова тесно связано с ополченцами.