Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон во вторник прибыл с рабочим визитом на Украину. Сообщение об этом размещено на сайте министерства обороны Украины. Согласно информации, распространенной украинским оборонным ведомством, Майкл Фэллон и делегация министерства обороны Великобритании должны посетить тренировочный центр украинской армии в поселке Тетеревка в Житомирской области, где украинские солдаты проходят обучение под руководством британских инструкторов.
Подробности поездки пока неизвестны. Однако исходя из сообщения, помещенного на портале украинского правительства, на сегодня также запланирована встреча министра обороны Великобритании с главой правительства Украины Арсением Яценюком. Визит на Украину британского министра обороны не анонсируется пресс-службой оборонного ведомства Соединенного Королевства. На странице министерства обороны Великобритании информация о посещении Украины отсутствует.
Британские СМИ также не заинтересовались предстоящим визитом и не привлекают какого-либо внимания к краткому однодневному визиту министра в тренировочный центр на территории Украины.
В настоящее время обучение украинских солдат проводят 75 британских военных инструкторов.
Тренировки проходят в шести различных учебных центрах на территории Украины. В конце июня Майкл Фэллон объявил о намерении британских властей увеличить расходы на подготовку украинских солдат до 6 млн фунтов (что вдвое больше, чем сейчас).
Британские военные специалисты должны обучить украинских военнослужащих полевой медицине, провести общие курсы пехотинцев, а также преподать навыки тактической разведки. В рамках расширения программы предлагается включить в нее курсы по особенностям тактического поведения в зимний период.
С точки зрения Майкла Фэллона, комментировавшего расширение программы в своем заявлении, курсы, проводимые британскими инструкторами, не должны способствовать эскалации конфликта, поскольку в программу обучения включены лишь навыки выживания на войне, а не обучение наступательным боевым приемам.
Великобритания — не единственная страна НАТО, участвующая в обучении украинских силовиков. Курсы для украинских солдат проводят также инструкторы из США. Однако американские военные готовят исключительно служащих Национальной гвардии Украины, входящей в состав МВД. О возможности подключения американских инструкторов к обучению солдат украинской армии в июле объявил командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес. Однако, по его словам, окончательное решение по этому вопросу не принято.
В ближайшее время к американским военнослужащим должны присоединиться также военные из Канады, которые также будут обучать национальных гвардейцев. Курсы для украинских военных организует также Польша, однако в этом случае речь идет лишь о подготовке небольшого числа украинских инструкторов для сержантских школ.
Британская программа в настоящее время рассчитана на подготовку 1000 военнослужащих вооруженных сил Украины, а США должны подготовить до 900 национальных гвардейцев.
Директор Института Европы Алексей Громыко полагает, что нынешнему визиту министра обороны в Киев не стоит придавать слишком большое значение.
«Предстоящий визит ничего не добавляет к той линии, которую Великобритания заняла в отношении украинского кризиса еще в конце декабря 2013 года. На мой взгляд, это одна из наиболее жестких и необъективных позиций по отношению к разворачивающемуся на востоке Украины конфликту», — говорит Громыко.
По словам эксперта, Великобритания максимально дистанцировалась от поисков мирного урегулирования украинского конфликта и усилий, предпринимаемых другими европейскими странами в поисках общеевропейской формулы безопасности.
«Так что посещение британских инструкторов, обучающих украинских солдат на Украине, — рутинный шаг в этой политике, — замечает Громыко. — Искать специальных причин, почему Британия занимает именно такую позицию в вопросе Украины, не стоит: Британия со времен Второй мировой войны заинтересована в сохранении особых отношений США и на протяжении столетий занимала жесткую позицию в отношении России. В мотивах Великобритании можно искать не надежду на какую-то специальную выгоду, а следование привычным линиям поведения и традиционным установкам британского политического класса».