Налаживание связей между Грузией и НАТО будет одной из тем встречи министров обороны стран — членов НАТО, которая пройдет 4 февраля в Брюсселе. По словам высокопоставленного представителя альянса, события на Украине заставили альянс пристальнее взглянуть на ситуацию в Грузии и увидеть ее несколько «в ином свете». «У ряда европейских стран есть опасение, что Грузия может стать целью военного удара», — отметил натовский чиновник.
Во время конфликта августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев объявил о «принуждении Грузии к миру» после того, как та начала военную операцию в Южной Осетии. В альянсе эту историю считают давно забытой. «Сейчас уже не важно, кто, когда и на кого напал», — говорит чиновник НАТО, еще раз подчеркивая, что Грузия сегодня находится в «зоне особого внимания альянса» в связи с событиями вокруг Украины.
Дополнительным поводом к укреплению связей НАТО с Грузией стало решение России теснее взаимодействовать с военными структурами в Южной Осетии и Абхазии.
Собеседник называет это «ползучей аннексией» территорий, которые Грузия считает своими, и склонен ставить в один ряд с происходящим на востоке Украины.
Интерес альянса к Грузии связан и с вполне практическими соображениями: дальнейшее сближение позволит построить на территории Грузии тренировочный центр альянса для обучения грузинских солдат и офицеров, а также направить туда своих военных советников.
Грузия собирается провести ряд совместных военных учений с силами НАТО. В альянсе отмечают, что, не будучи членом НАТО, она активно участвует во многих международных операциях под его эгидой. Только в Афганистане к миссии НАТО присоединились 1700 грузинских военнослужащих, а в прошлом году грузинские военные стали частью сил быстрого реагирования альянса. Значительная часть населения Грузии и политическая элита хотели бы, чтобы страна вступила в НАТО, однако альянс удовлетворять эту просьбу не спешит.
В январе Грузию посетил заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу, который заявил, что она «станет членом НАТО в том случае, если будет соответствовать всем необходимым требованиям». Вместе с тем в альянсе говорят, что НАТО будет стремиться к «более глубокой интеграции с Грузией». Среди прочего, например, альянс собирается помогать грузинским властям «бороться против российской пропаганды».
Еще одной ключевой темой на встрече министров обороны стран — членов НАТО станет украинский кризис.
Однако вопрос о поставках оружия в эту страну обсуждаться не будет: в НАТО подчеркивают, что альянс не может принимать решения, которые находятся в компетенции конкретных стран-членов. Пока ведущие европейские страны выступают против поставок. Вопрос активно обсуждается и в Белом доме.
Министры обороны также обсудят задачи сил быстрого реагирования, решение о создании которых было принято на последнем саммите НАТО в Великобритании. Как заявил на встрече с журналистами представитель альянса, министры будут решать практические вопросы, связанные с расположением сил, логистикой и транспортом. К саммиту альянса, который пройдет в 2016 году в Варшаве, НАТО должно полностью укомплектовать свои тренировочные центры и завершить создание сил быстрого реагирования. При этом высокопоставленные чиновники альянса утверждают, что все эти меры носят сугубо оборонительный характер.
Как отметил другой чиновник, который долгие годы занимался поддержанием безопасности в различных регионах мира, НАТО необходимо усилить безопасность собственных границ, чтобы «иметь возможность реагировать на угрозы как с востока, так и с юга».
Чиновники сетуют, что,
долгое время воспринимая Россию как партнера, альянс «демонтировал институт коллективной безопасности».
Теперь же, когда действия России на постсоветском пространстве «вызывают тревогу», пришло время его укреплять. «Мы пока всего лишь немного доработали нашу систему, но ситуация может измениться: если они пойдут на эскалацию, мы тоже пойдем на эскалацию, потому что доверия нет», — объяснил чиновник. По его словам, в альянсе никогда не смирятся с «ревизионистской» политикой России в постсоветских странах.
Заморозив все сотрудничество с Россией из-за кризиса на Украине, альянс тем не менее демонстрирует готовность к политическому диалогу. Так, на саммите по безопасности, который пройдет в Мюнхене 6–8 февраля, глава МИДа Сергей Лавров встретится с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Это будет их первая официальная встреча с момента вступления генсека в должность. Однако, по мнению независимого военного обозревателя Павла Фельгенгауэра, большие надежды на эту встречу возлагать не стоит: «Генсек не может сказать то, на что его не уполномочили 28 стран, а глава МИДа не тот человек, который принимает решения».