Израиль заявил, что будет соблюдать одностороннее перемирие в секторе Газа, но ответит огнем, если исламистское движение ХАМАС продолжит обстрел его территории. Утром из сектора Газа было выпущено несколько ракет, после чего Тель-Авив объявил о выходе из режима прекращения огня и ответил тремя ударами по Газе. По мнению экспертов, нежелание идти на долговременное перемирие связано в том числе и с противостоянием стран-посредников.
Израиль объявил о прекращении огня после того, как Совет Безопасности ООН потребовал от ХАМАС и Израиля прекратить огонь в секторе Газа по гуманитарным соображениям. В результате операции сил Израиля в Газе погибли уже 1000 палестинцев, однако обе стороны намерены продолжать противостояние. С призывом к сторонам сесть за стол переговоров обратился и президент США Барак Обама, который в воскресенье также призвал ХАМАС и Израиль к прекращению огня по «гуманитарным соображениям».
Однако, как отмечает британское издание Independent, Обама также заявил, что поддерживает действия Израиля, и подчеркнул, что любые мирные переговоры должны привести к «разоружению террористических групп и демилитаризации Газы».
В то же время представители ХАМАС заявили, что не собираются вступать в переговоры с Израилем и будут продолжать военные действия. «Мы убеждены, что наши люди находятся в шаге от свободы», — заявил в понедельник представитель движения Машир аль-Масри.
По мнению ведущего аналитика центра военного и политического анализа INEGMA в Дубае Теодора Карасика, «обе стороны продолжат боевые действия», несмотря на то что мировое общественное мнение выступает за прекращение военных действий.
Дело в том, что подавляющее большинство израильтян настроено на продолжение войны с исламистами. По данным опроса, проведенного изданием The Jerusalem Post, против мира с ХАМАС выступают свыше 86% граждан страны. Они уверены, что прекращение боевых действий только даст радикалам передышку, после которой ракетные обстрелы израильской территории возобновятся.
Израильское руководство уже заявило, что соблюдение гуманитарного перемирия отнюдь не обязывает его прекращать операцию по уничтожению военной инфраструктуры ХАМАС. По данным официального Тель-Авива, за время наземной операции уничтожены десятки тоннелей, по которым в Газу поступает оружие, а также компоненты для производства неуправляемых ракет «Кассам».
По мнению старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, все действия военных свидетельствуют о том, что Израиль настроен «достаточно серьезно заняться проблемой террористических действий со стороны ХАМАС»:
«Гибнут мирные жители, и обязанность любого государства — защищать своих граждан», — говорит эксперт.
В то же время руководство ООН и палестинские организации обвиняют израильских военных в гибели представителей гражданского населения. Так, по их данным, на прошлой неделе в результате обстрелов школы на территории сектора Газа погибли 16 человек.
Однако многочисленные попытки переговоров между Израилем и официальными представителями Палестинской Автономии, выступающими от имени находящейся с ней в формальном союзе ХАМАС, к успеху не привели. Не смог добиться успеха в урегулировании конфликта в Газе и госсекретарь США Джон Керри. Обозреватель New York Times Майкл Гордон объясняет, что израильское руководство негативно относится к планам Керри по прекращению огня даже на неделю.
По мнению Долгова, неспособность достичь успеха на переговорах связана с позицией США, которые находятся «на распутье».
Учитывая союзнические отношения с суннитскими монархиями, которые поддерживают ХАМАС, Вашингтон не может позволить себе слишком сильно давить на них. При этом США традиционно поддерживают и Израиль. В идеале в Белом доме хотели бы создания независимого Палестинского государства, стоящего на проамериканских позициях и не ставящего под сомнение права на существование Израиля. Сегодня это, очевидно, невозможно.
Помимо США посредниками на переговорах выступают такие страны, как Турция, Египет и Катар, которые пока также не смогли добиться прекращения огня. Карасик из фонда INEGMA объясняет это тем, что цели стран-посредников прямо противоположны.
Так, например, поддержку ХАМАС оказывают Турция и Катар, в то время как Египет после прихода там к власти военного правительства настроен к исламистам враждебно. «Катар хочет поставить в затруднительное положение Египет, Турция поддерживает Катар, а в связке с ними выступает Иран, и вся эта тройка выступает против Саудовской Аравии, которая одна пытается реально решить проблему», — рассказывает эксперт, сравнивая интересы разных стран в конфликте с Вавилонской башней.
По сообщению арабской прессы, Саудовская Аравия и ее новый союзник Египет выступают в конфликте фактически на стороне Израиля, хотя официально монархия опровергает эти сведения. Информация о том, что Израиль, Саудовская Аравия и Египет организовали неформальный союз для борьбы с ХАМАС, появилась на прошлой неделе в британском издании Middle East Eye. На публикацию жестко отреагировал посол Саудовской Аравии в Лондоне, который в письме в редакцию назвал статью «издевательством» и упрекнул редакторов в незнании истории.