В проекте американского бюджета на 2015 год и так заложены средства на «Железный купол» в размере $351 млн, однако Пентагону деньги нужны быстрее. По словам главы военного ведомства Чака Хейгела, требуются дополнительные $225 млн для производства запасных частей для системы, которая спасла «бессчетное множество жизней израильтян».
Изготовителем «Железного купола» является израильская компания Rafael Advanced Defense Systems, второй по величине производитель военной продукции в стране. При этом большую долю средств на содержание и модернизацию системы выделяет правительство США, которое находится в тесных союзнических отношениях с Израилем. Часть оборудования производится в Америке на заводах Raytheon Co, а также ряда менее крупных компаний. Ранее власти в Тель-Авиве пообещали, что потратят значительную часть суммы на закупку компонентов именно в США.
Несмотря на то что отношения между Израилем и Соединенными Штатами при Бараке Обаме находятся не в лучшем состоянии, с выделением ассигнований на «Железный купол» вряд ли возникнут какие-либо проблемы.
«Это было бы очень цинично, так как американское общественное мнение на стороне Израиля», — говорит израильский политолог Бенни Брискин.
Система «Железный купол», поставленная на боевое дежурство в 2011 году, помогает эффективно прикрывать территорию крупных израильских городов от неуправляемых ракет «Кассам», которые используют боевики ХАМАС. В настоящее время она включает в себя девять ракетных батарей, а также радар. Израильские военные утверждают, что система способна перехватывать до 90% пущенных ракет.
Однако профессор физики Массачусетского технологического университета Теодор Постол отмечает, что в отсутствие официальной статистики трудно говорить об эффективности «Железного купола».
«Израильское правительство не говорит всей правды о «Железном куполе» собственному населению», — пишет в блоге для «Бюллетеня американских ученых» Постол, многие годы занимавшийся исследованиями систем ПВО. Похожие заявления все чаще делают и другие наблюдатели.
Во время одного из недавних обстрелов территории Израиля боевиками ХАМАС две ракеты смогли достигнуть Тель-Авива. Одна из них упала в полутора километрах от международного аэропорта Бен-Гурион. Этот инцидент заставил несколько крупных авиакомпаний, среди которых российские «Аэрофлот» и «Трансаэро», приостановить полеты в Израиль. О запрете полетов в Тель-Авив объявило и Федеральное авиационное управление США.
Израильские эксперты и политологи отмечают, что уровень военных возможностей радикалов из ХАМАС значительно повысился.
Как заявил ранее израильский посол в США Рон Дермер, кроме самодельных ракет, ХАМАС стала активнее использовать ракеты промышленного производства, которые поставляет Иран. Для запуска боевики используют самодельные установки, которые либо переносят на руках, либо устанавливают на автомобилях-пикапах. Снаряды и компоненты к ним попадают в сектор Газа благодаря подземным тоннелям.
Политолог Брискин отмечает, что, несмотря на надежность «Железного купола», важнейшей задачей для Израиля является уничтожение именно тоннелей, по которым боевики в секторе Газа получают оружие: «Это было бы самым надежным противоядием», — говорит эксперт.