Президент Абхазии Александр Анкваб официально покидает свой пост. Об этом он заявил в обращении к народу, которое цитирует информационное агентство «Апсныпресс». «Сегодня, после многочисленных консультаций с представителями общественности, избирателями, соратниками, мною принято окончательное решение. Оно не отвечает настроениям большей части наших граждан и тех, с кем в эти дни шел поиск выхода из ситуации. Но тем не менее в силу изложенных обстоятельств считаю это решение единственно верным», — говорится в тексте обращения.
Накануне парламент республики объявил вотум недоверия премьеру Леониду Лакербая, предложил главе государства добровольно покинуть свой пост, а также объявил о досрочных президентских выборах, назначив их на 24 августа. В субботу Анкваб ответил категорическим отказом, но в воскресенье поменял свое решение. Действиям парламента он при этом дал следующую оценку: «Последние парламентские акты не соответствуют Конституции и законодательству Республики Абхазия. Однако в данных условиях только одно из них я считаю политически приемлемым, но также не правовым — решение о назначении даты досрочных выборов президента».
Анкваб, переживший шесть покушений на свою жизнь, не упустил возможности обвинить в них оппозицию: «Уверен, что за покушениями на жизнь президента стоят силы, которые активно поддерживают оппозицию и духовно, и материально. Одной из задач государственного переворота является освобождение подсудимых по данному делу террористов».
«Известно также, что физическое устранение Анкваба было поручено и в ходе захвата здания администрации президента», — говорится в обращении.
Анкваб уже встретился со спикером парламента Валерием Бганба, который накануне был назначен исполняющим обязанности главы государства, и передал ему символ власти — президентскую печать.
Здание администрации президента находится под контролем сторонников Рауля Хаджимба еще с 27 мая, когда митинг оппозиции и перерос в попытку переворота.
По мнению доцента кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергея Маркедонова, решение Анкваба оставить свой пост обусловлено тремя причинами:
«Во-первых, Анкваб увидел отсутствие единства в рядах своей команды, неготовность идти до конца. Второй момент — оппозиционное давление: действительно идут народные протесты. И наконец, третий момент — роль Москвы, которая не стала стоять до конца, не стала придерживать власть, как она обычно делает».
По словам политолога, после президентских выборов 2004 года, «когда Москва поставила только на одного кандидата и фактически проиграла, она чему-то научилась и уже в Абхазии не стала проводить политику, при которой поддерживается только одна сторона. В Абхазии это можно делать, потому что нет конкуренции геополитических проектов: что Хаджинба, что Анкваб — они все настроены на Россию, — говорит Маркедонов. — Москве важно, чтобы поддерживался общий пророссийский вектор. А фамилия оператора — того, кто конкретно будет его поддерживать, — для нее критически не важна».
В России уже заявили, что активно работают с новым президентом. «Нет никаких препятствий для нашей совместной работы. Россия продолжает сотрудничество с братской Абхазией по всем направлениям. Мы активно работаем с исполняющим обязанности президента, с парламентом и обновленным правительством республики. Россия обеспечит оказание финансовой и военной поддержки абхазскому народу в полном объеме», — заявил помощник президента по связям с Абхазией и Южной Осетией Владислав Сурков, который на следующий день после начала кризиса посетил республику.
Новые выборы должны состояться через три месяца, а значит, в Абхазии стартует предвыборная кампания.
«Интересные позиции у Рауля Хаджимбы. Он сейчас фронтмен оппозиции, и его шансы будут достаточно высокими. Совсем не стоить исключать Сергея Шамбу, потому что во многом он может рассматриваться как политик стилистикой похожий на Сергея Багапша (второй президент Абхазии, скончавшийся в 2011 году. — «Газета.Ru»). Интересным политиком еще представляется бывший секретарь Совбеза Станислав Лакоба, но я не уверен, может ли он участвовать по законодательству», — перечисляет потенциальных кандидатов Маркедонов.
Что касается Анкваба, то его участие в предстоящих выборах едва ли возможно. При этом вряд ли будет и какое-то политическое преследование со стороны новой власти, считает Маркедонов: «Это будет нарушением неписаных правил. Если преследования начнутся, это будет ломкой традиций».
Впрочем, Анкваба и его политических союзников не стоит списывать со счетов.
Многие думали, что карьера нынешнего лидера оппозиции Рауля Хаджимбы после неудачи в 2004 году закончилась. Тогда он пытался занять кресло президента, но проиграл Сергею Багапшу. После победы Багапша сторонники Хаджамбы захватили ряд государственных зданий и требовали провести новые выборы. В результате достигнутого компромисса Хаджимба стал вице-президентом Абхазии. А сейчас снова выходит на первый план.
«Много абхазских политиков уходили, а потом возвращались», — заключает Маркедонов.