«Коллектив парламента взял сегодня на себя огромную ответственность, — заявил, закрывая заседание парламента, его спикер Валерий Бангба. — Мы должны дать возможность нормально работать министрам, которые выходят на работу. Мы должны дать возможность нормально работать всем организациям и предприятиям, немедленно вмешиваться, если будут иметь место какие-либо нарушения».
Он также обратился к Раулю Хаджимбе и другим лидерам оппозиции с просьбой сделать все возможное, чтобы не допустить захвата зданий — намекнув на недопущение развития революционной ситуации по украинскому сценарию.
«Пожалуйста, объясните людям, что судьба народа сегодня решается здесь, и не дай бог нам переступить черту, — сказал Бангба. — Я понимаю, что будет тяжело с людьми, собравшимися, но тем не менее надеюсь на вас и прошу сделать все возможное, чтобы понемногу отпускать людей. Мы решение свое приняли».
Мотивируя принятое решение, Бангба отметил, что оно было принято не скоропалительно, а «вымучено в результате работы, которая велась не один час». К его мнению присоединился и депутат Беслан Цвинария, который отметил, что парламент проявил и такт, и выдержку: «Мы дали возможность переговорному процессу поставить все на свои места, но, к сожалению, этот процесс результатов не дал».
Другим рефреном депутатских заявлений стала необходимость не допустить кровопролития, о чем говорили почти все выступавшие.
Вскоре после закрытия заседания парламента президент Александр Анкваб обратился к нации. Он не стал соглашаться на отставку напрямую, однако заявил, что в принципе такой возможности не исключает: «Относительно предложения о моей добровольной отставке, то отвечать на него не буду, пока не проведу консультации с другой значительной частью депутатского корпуса, не принимавшей участия в заседании парламента; с избирателями, общественными и политическими организациями, которые все эти дни поддерживали законную власть и призывали оппозицию вернуться в конституционное поле».
Он также отказался отправить в отставку премьера Леонида Лакербая, вотум недоверия которому также вынес парламент.
Ранее в интервью газете «Известия» Лакербай заявил, что единственная реальная цель, объединяющая оппозицию, — сместить действующую власть, чтобы получить контроль над серьезными денежными вливаниями со стороны России.
Во вторник, когда оппозиционные выступления только начались, появились сообщения, что президент в качестве компромисса готов отправить правительство в отставку, но вскоре они были опровергнуты.
Стоит отметить, что президент Анкваб сейчас находится за пределами Сухуми. По словам представителей его окружения, это необходимо, чтобы не накалять обстановку. Ранее состоялась его встреча с Владиславом Сурковым, который в администрации президента Путина отвечает за отношения с Абхазией и Южной Осетией. О чем конкретно шла беседа, не сообщалось. Известно, что, помимо Анкваба, Сурков встретился также и с лидерами оппозиции.
По итогам обеих встреч помощник Путина заявил, что и президент, и оппозиция выразили безусловную приверженность курсу на дальнейшее укрепление союзнических отношений с Россией, заинтересованность в бесперебойном функционировании финансовой системы и предприятий. Сурков также отметил, что назначены уполномоченные переговорщики от обеих сторон.
Однако все это было сказано еще до заседания парламента. Как теперь будет развиваться ситуация, не ясно. Митинг оппозиции в центре Сухуми не расходился до поздней ночи и, видимо, возобновится сегодня. Один из лидеров митингующих Сергей Шамба, который на прошлых президентских выборах занял второе место с существенным отставанием от Анкваба, назвал слова президента глупыми попытками цепляться за власть, когда нет ни ресурсов, ни возможностей остаться.
Ранее оппозиция объявила о том, что берет власть в свои руки и создает народный совет в качестве временного правительства.
В окружении главы государства утверждают, что силовики по-прежнему ему верны.