— Юрий Леонидович, полностью мажоритарная система выборов для Москвы не нова — до 2005 года город так и выбирал депутатов. Тогда действительно большая часть одномандатников приходилась на представителей власти и оппозиции взять округ было практически невозможно. Повторится ли эта ситуация сейчас?
— Выборы (в Мосгордуму в сентябре 2014 года. — «Газета.Ru») по технологии, по ситуации будут совсем другими, хотя какое-то сходство и есть. До перехода на смешанную схему округа были побольше — в Мосгордуме заседали 35 депутатов; сейчас планируется, что их будет 45. Если схема осталась бы старой — 17 одномандатников на 18 депутатов по списку, то практически все округа взяли бы единороссы.
При смешанной схеме на округ приходилось примерно 450 тыс. избирателей, при таком количестве выиграть без поддержки административного ресурса было бы очень тяжело.
— А сейчас?
— Если депутатов-одномандатников будет 45, то на округ придется 150 тыс. избирателей, до которых можно будет дойти буквально ногами. Проведение выборов в сентябре также дает меньше возможностей для проявления административного ресурса. Во время кампаний в Мосгордуму первых созывов голосование проходило в декабре, то есть с людьми на улице, во дворах не повстречаешься, управы помещения, как правило, не дают. В сентябре ситуация другая.
— Зато оппозиция, как и раньше, не будет иметь доступа к районным и окружным газетам и тем более к ТВ!
— В 90-е годы и начале 2000-х внимание к этим СМИ было другим — они играли существенную роль. Да, кандидаты от власти будут светиться в этих газетах и на окружном ТВ, но сейчас есть интернет, Алексей Навальный показал его силу на выборах мэра (Москвы 8 сентября 2013 года. — «Газета.Ru»).
— Насколько велика роль главы города в возможной победе кандидата от власти, поддерживал ли в свое время единороссов Юрий Лужков?
— Он говорил о «списке мэра», у кандидатов были фото с Лужковым. Но я не думаю, что Сергей Собянин будет оказывать прямую поддержку. За три года, пока он занимает пост мэра, риторика Тверской, 13, в отношениях с Мосгордумой изменилась.
Юрий Лужков постоянно подчеркивал, что МГД принимает законы и бюджет, а мэрия его исполняет. На объездах округов и открытии новых объектов рядом с ним постоянно присутствовали депутаты. Собянин этого не делает, на тех же объездах с ним чаще всего не увидишь даже председателя Думы Владимира Платонова.
Это значит, что кандидатам от власти придется опираться на местных лидеров общественного мнения, с властью сотрудничающих, но чаще всего эти лидеры надуманные.
— То есть кампании в округах для кандидатов от власти будут тяжелыми?
— Сложными они будут там, где кандидаты от оппозиции, или, вернее, политики с позицией, будут активно себя вести, как Навальный на тех же выборах мэра. Для победы может быть достаточно 25% голосов — такой результат достижим.
— Но наверняка за голоса будут конкурировать несколько представителей оппозиционных партий или самовыдвиженцев, они не раздробят протестный электорат?
— Я надеюсь на здравый смысл. Есть ощущение, что по 25–30 округам соглашения по разделу, выдвижению единого кандидата оппозиции удастся договориться.
— Считается, что практически у любого кандидата от власти есть стартовый уровень поддержки в 15–20% — это лояльные и административно-зависимые избиратели. Какова эта фора в Москве?
— Если мы говорим о конкретных цифрах, то надо обозначать условия: стартовая поддержка в 15% будет у известного кандидата, который реально работает в округе, имеет результаты этой работы. Помощи со стороны мэра почти нет, уменьшилась и информподдержка городских СМИ. Не думаю, что стартовый рейтинг кандидатов от власти выше 10%, но и это неплохо: у остальных он 1–2%, и это при выгодной ситуации.
С другой стороны, критика единороссов или поддержанных мэрией политиков будет жестче, чем в прошлые кампании. Например, в 2009 году парламентские партии отчасти рассчитывали на договорной матч: тихо себя ведут — взамен получают часть кресел. Их обманули.
Сейчас такую схему не реализуешь: кандидаты будут бороться за достойный результат, а в округе он только один — победа.
— Стоит ли ожидать того, что единороссы не будут выдвинуты партией, а пойдут на выборы как самовыдвиженцы?
— Таких будет большинство. Этот опыт уже применялся на муниципальных выборах в Москве в 2012 году. Партийную принадлежность указывали только штатные сотрудники ЕР. Результат был неплохим. Сергей Собянин тоже пошел на выборы (мэра Москвы. — «Газета.Ru») как самовыдвиженец.
Но для действующих депутатов такой маневр опасен: у людей они все равно ассоциируются с ЕР. Пресса обязательно оттопчется на этой теме, так что непорядочность может выйти боком. Здесь может, кстати, возникнуть интересная ситуация — мэрия может выдвинуть новых людей, которые не были депутатами, а действующих парламентариев не поддержать.
Не исключено, что в нескольких округах выдвиженец власти и работающий депутат будут дробить лояльный электорат.
— Где только власть найдет таких кандидатов? В городской политике не так много ярких фигур — их почти нет.
— Действительно, долгое время в Москве был один Лужков, важным было его мнение, система не подразумевала фигур, близких к мэру по величине. Но он, снова повторю, признавал Мосгордуму как важный элемент городской жизни, заботился о том, чтобы у нее был определенный уровень поддержки. Собянин этого не делает, он не терпит рядом с собой не только ярких политиков, но и яркие институты власти. Достаточно вспомнить историю Общественной палаты Москвы — закон о ней долго принимался, год шло ее формирование, в итоге она собралась только один раз для того, чтобы легитимировать поход Собянина на выборы. Больше о палате мы ничего не слышали.
— Выходит, что политическая ситуация в Москве дает оппозиции хорошие шансы на победу в округах?
— Дает, но воспользуются ли основные игроки этими шансами, не знаю. Партии пока работают на грани замерзания. Что делает «Гражданская платформа», какие инициативы для города за год работы она выдвинула? Что делает «Альянс зеленых»? ПАРНАС выдвинул Навального, а что еще? С другой стороны, даже не интересующиеся политикой избиратели видят, что реально власть делает в городе, а что — просто показуха.