Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Его разбудили ночью и сказали, что он выходит»

Михаил Ходорковский получил свободу благодаря Ангеле Меркель

Переговоры об освобождении Михаила Ходорковского длились два с половиной года. Об этом, а также о других деталях выхода экс-главы ЮКОСа на свободу «Газете.Ru» рассказал научный директор германо-российского форума, немецкий политолог и член Валдайского клуба Александр Рар. Все это время он консультировал экс-главу МИД Германии Ганса-Дитриха Геншера, сыгравшего ведущую роль в освобождении Ходорковского.

— Вы заявили, что выход Ходорковского на свободу – дело немецкой тайной дипломатии. Означают ли эти слова, что переговоры, которые вела с Москвой немецкая сторона, были первичны, а написание экс-главой ЮКОСа прошения о помиловании – вторично?

— Это одно и то же. Вопрос, которым занималась Германия, — чисто гуманитарный. Попытки освободить Ходорковского тем или иным образом предпринимались регулярно.

Ходорковский был постоянным раздражителем в российско-германских отношениях. Вопрос о его освобождении поднимался на каждой встрече, а также во время форумов «Петербургский диалог». Каждый раз звучало одно и то же: «Ходорковский, Ходорковский, Ходорковский».

— Почему именно Германия была так озабочена этим делом?

— У Ангелы Меркель внешняя политика ориентирована не только на интересы, но и на ценности, на соблюдение прав человека. В России это не все могут понять.

Переговорами об освобождении Ходорковского занимался господин Ганс-Дитрих Геншер, один из самых влиятельных в Германии людей, через тайные каналы, выстроенные еще в 60-е годы. Эти каналы и сейчас работают хорошо.

— Сколько времени заняли переговоры?

— Два с половиной года как минимум. Господин Геншер, который был моим начальником в Германском совете по внешней политике, попросил меня консультировать его.

— Какого рода консультации вы оказывали и почему Геншер привлек именно вас?

— Вы меня поймите, я не могу рассказать всего. Скажу так: я, как мне кажется, не последний эксперт по Российской Федерации, стараюсь знать российскую внешнюю и внутреннюю политику, знаю проблематику Ходорковского — причем объективно, а не так политизированно, как ее иногда подают на Западе.

Я старался давать господину Геншеру рекомендации, когда он меня спрашивал, в том числе относительно тактики действий. Сам я в переговорах не участвовал, дела самостоятельно не вел.

— С кем из российских высокопоставленных лиц встречался Геншер?

— На протяжении последних двух лет господина Геншера дважды принимал Владимир Путин. Были переговоры и с другими представителями российской власти, но называть их фамилии я не могу. Господин Геншер относился к своей миссии очень ответственно, тщательно готовился к встречам.

Всем известно, что с помощью нажимов и криков с российской властью договориться невозможно.

— Как развивались события непосредственно перед освобождением Ходорковского?

— Накануне его выхода (из колонии. — «Газета.Ru») мне позвонил господин Геншер, сказал, что его миссия завершилась, и попросил меня сопровождать его во время встречи с Ходорковским в аэропорту, чтобы переводить разговор.

Для самого Михаила Борисовича, я так понимаю, освобождение тоже оказалось неожиданным: его разбудили ночью и сказали, что он выходит.

— Вообще-то, странно — два с половиной года Путин не соглашался освободить экс-главу ЮКОСа, а сейчас вдруг изменил мнение. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Вы, возможно, не поверите, но если бы, не дай бог, с матерью Ходорковского что-то случилось в больнице (Марина Ходорковская серьезно больна. – «Газета.Ru»), то этот аспект стал бы очень печальным. Я думаю, Путин руководствовался именно этим соображением. Да и зачем ему Ходорковский? Сейчас появились другие лидеры оппозиции – Алексей Навальный, например. Даже Pussy Riot в последнее время уделяли больше внимания, чем Ходорковскому. А его выход на свободу косвенно поможет Путину улучшить имидж России. Но в любом случае – это победа Ходорковского.

— Бывший глава ЮКОСа по прибытии в Германию что-либо говорил о своих планах на будущее?

— Его первыми словами были слова благодарности господину Геншеру. Он был по-настоящему счастлив от того, что получил свободу. Что касается планов, то пусть Михаил Борисович сам все скажет на пресс-конференции (она пройдет в воскресенье в Берлине. – «Газета.Ru»).

Мне кажется, у него одновременно и тысяча планов, и ноль планов. Человек был в заключении десять лет. Я думаю, Ходорковский вряд ли будет заниматься политикой. Он мог бы пойти по стопам Солженицына, осмысливая будущее России.

Новости и материалы
Суд вынес приговор Владимиру Высоцкому
Мировая торговля нарастит обороты после прошлогоднего спада
В Госдуме заявили, что не будет перемирия во время Олимпийских игр в Париже
В МИД РФ не исключили удара по военным объектам Британии
Аргентина может экстрадировать россиянина Чуркина на Украину
В Одесской области произошли взрывы
По всей Москве усилят контроль за таксистами в праздники
Пожарные спасли подростка, упавшего в заброшенную ракетную шахту
Кинокритик оценил актерскую игру Киркорова
В Раде сообщили об отсутствии оборонительных сооружений за Авдеевкой
Туристка сорвалась с канатной дороги на высоте 18 метров
Названа команда, показывающая чемпионский футбол в РПЛ
Ученые нашли генетические факторы, защищающие долгожителей от деменции
Жена Николая Носкова назвала сроки его выписки из больницы
Правительство России может временно разрешить вывоз бензина из страны
Шоколад станет еще дороже
Российские врачи спасли пациента из Новой Зеландии, пересобрав ему сердце
В Совфеде оценили слова Си Цзиньпина о бомбардировке НАТО посольства КНР в Белграде
Все новости