Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский (признан в РФ иностранным агентом) в субботу встретился в Берлине с сыном Павлом, который постоянно проживает в Нью-Йорке, а также ждал встречи с родителями Мариной Филипповной и Борисом Моисеевичем, вылетевшими в столицу Германии из Москвы. В этот же день в Берлин должна была прибыть его супруга Инна, об этом «Газете.Ru» сообщила Марина Ходорковская, которую наш звонок застал в тот момент, когда она с мужем ехала в аэропорт.
— Весь день сегодня сидели на чемоданах и ждали, когда нам купят билеты, — рассказала Марина Филипповна «Газете.Ru». — Сейчас позвонили и сказали, что билеты куплены. Едем в аэропорт.
— Сын уже звонил вам?
— Да. Наверное, мы с ним встретимся в гостинице.
— Почему не в аэропорту?
— А в какой одежде ему ехать? Его же выпустили в том же самом, в чем он был (в колонии. — «Газета.Ru»).
— Возможно, немецкая сторона позаботилась о том, чтобы предложить Михаилу Борисовичу новую одежду.
— Он же похудел. И ему, наверное, самому хочется все померить, походить по магазинам. Для сына, наверное, магазины теперь как театр.
— Какие эмоции вы испытываете сейчас, когда знаете, что через несколько часов впервые за десять лет увидите сына на свободе?
— Никаких. Все эмоции как будто замороженные. Вчера весь день успокоительное пила.
Пятница для родителей Ходорковского действительно выдалась не из простых, и это мягко говоря. В течение нескольких часов, с того момента, как стало известно, что экс-главу ЮКОСа выпустили из колонии, и до того, как появилась информация, что он летит в Германию, у семьи не было никаких сведений о том, когда, где и во сколько ждать недавнего заключенного.
Впрочем, данные о его отправке в Германию также поначалу представлялись сомнительными. Некий источник во ФСИН сообщил информагентствам, что Ходорковский вылетел на немецкую землю, поскольку в Германии лечится его мать. Марина Ходорковская же в это время находилась в Москве. Только после приземления экс-главы ЮКОСа в Берлине стало окончательно понятно, что сведения о германском маршруте Ходорковского правдивы. На этом «спецоперация» по освобождению бывшего олигарха завершилась.
Но это только часть детектива. Вопросов к предыстории помилования Михаила Ходорковского и условиям его выхода на свободу по-прежнему много. Но кое-какие детали уже известны.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил агентству France-Presse, что Владимир Путин ранее получил от Ходорковского два письма. Одно, официальное, было коротким. Другое, более личное, — длинным. «Детали не сообщаем», — заявил Песков «Газете.Ru», которая обратилась к нему за комментарием.
Пресс-секретарь главы государства отказался комментировать слова известного немецкого политолога, члена Валдайского клуба Александра Рара, который несколькими часами ранее сказал, что «дело Ходорковского — это было дело немецкой тайной дипломатии».
«Слава богу, в Германии есть еще такие закрытые или полузакрытые каналы, которых у других европейских стран и в Америке уже, наверное, нет с Россией, которые в таких ситуациях смогут сработать», — заявил Рар.
Напомним, Рар вместе с экс-главой МИД Германии Гансом Дитрихом Геншером встречал Ходорковского в аэропорту Берлина.
Дмитрий Песков также заявил, что экс-глава ЮКОСа «свободен вернуться в Россию». Однако пока неясно, как следует расценивать эти слова. Если одним из условий освобождения Ходорковского был его отъезд в эмиграцию, то это едва ли кто-то признает вслух.
Возможно, больше ясности внесет сам бывший заключенный на пресс-конференции в воскресенье. Она будет состоять из двух частей. Сначала, в 11.00 по среднеевропейскому времени (14.00 мск), экс-глава ЮКОСа пообщается с узким кругом журналистов — тех, кого он выбрал сам. Затем, в 14.00 по местному времени (17.00 мск), Ходорковский даст большую пресс-конференцию для СМИ.