Мировое сообщество продолжает обсуждать заключенное в минувшие выходные в Женеве «промежуточное соглашение» между Ираном и «шестеркой» международных посредников. Накануне Вашингтон попытался заверить израильские власти, что «США по-прежнему намерены не допустить создания Ираном ядерного оружия», и пообещал уже в ближайшее время провести консультации с израильскими партнерами в отношении иранской ядерной программы.
Соглашение, достигнутое между Ираном и «шестеркой» в ночь на 24 ноября, предусматривает приостановку развития ядерной программы Тегерана на шесть месяцев.
Согласно тексту документа, опубликованному МИД России, Иран из существующего объема урана, обогащенного до 20%, сохранит половину в оксидной форме с уровнем обогащения до 20% в целях производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора. «Остающаяся часть с уровнем обогащения до 20% обедняется до уровня не более чем 5%. Также Иран объявляет о том, что не будет обогащать уран свыше 5% в течение шести месяцев», — сообщается на сайте ведомства.
Тегеран обязался не продвигаться в своей ядерной деятельности на объектах в Натанзе, Фордо и Араке. В частности, в Фордо и Натанзе Иран откажется от установки дополнительных центрифуг, относительно реактора в Араке в течение шести месяцев он не будет вводить реактор в эксплуатацию или поставлять топливо или тяжелую воду на площадку реактора.
Кроме того, Иран не будет создавать новых мест для обогащения, продолжит свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) под гарантиями МАГАТЭ, включая нынешние НИОКР по обогащению, которые не рассчитаны на увеличение запасов обогащенного урана, не будет осуществляться переработка или строительство предприятия, пригодного для переработки.
Стороны также договорились о введении режима усиленного мониторинга со стороны МАГАТЭ в отношении ядерной программы Ирана. В частности, Тегеран в течение трех месяцев предоставит МАГАТЭ конкретную информацию, включая данные об иранских планах в отношении ядерных объектов, описание каждого здания на каждом ядерном объекте, описание масштабов работ, производящихся на каждом объекте, задействованном в конкретной ядерной деятельности, а также информацию об урановых шахтах и заводах по переработке урановых руд.
В обмен на соблюдение этого условия в отношении Ирана должны быть смягчены международные санкции.
В частности, в воскресенье стало известно, что США разморозили $8 млрд активов Ирана. Об этом со ссылкой на экс-главу торгово-промышленной палаты Ирана Алинаки Хамуши сообщило иранское агентство FARS. «Если меры по укреплению доверия продолжатся с обеих сторон, то это также усилит связи между Ираном и США», — отметил чиновник.
Ранее советник Барака Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс заявила, что США разморозят не более $10 млрд активов Ирана.
Госсекретарь США Джон Керри, комментируя достигнутое в Женеве соглашение, заявил, что договоренности обезопасят Израиль на ближайшие полгода. «Я уверен, что начиная с этого дня на последующие шесть месяцев Израиль фактически находится в большей безопасности, чем раньше», — цитирует Керри Reuters.
«Те, кто настроен скептически, безусловно, имеют на это право, поскольку в Иране есть силы, которые хотят создания ядерного оружия, — отметил Керри. — Поэтому мы ничего не будем принимать на веру, основываясь только на реальных действиях. Иран по-прежнему представляет угрозу для Израиля, но, откровенно говоря, я думаю, что ее уровень сегодня стал ниже, чем был до заключения соглашения».
В Москве заключенное женевское соглашение назвали «историческим прорывом», отметив, что в Женеве «удалось приблизиться к развязке одного из самых сложных узлов мировой политики».
«Результат «Женевы» — это выигрыш для всех, еще раз доказывающий, что в рамках коллективной взаимоуважительной работы можно находить ответы на современные международные вызовы и угрозы. Подчеркну, сделан прорывной, но лишь первый шаг на долгом и непростом пути. Мы совместно с партнерами готовы продолжить терпеливый поиск взаимоприемлемого, более широкого комплексного решения, обеспечивающего неотъемлемые права Ирана на развитие мирной ядерной программы под контролем МАГАТЭ и безопасность всех стран Ближнего Востока, включая Израиль», — заявил накануне президент России Владимир Путин.
«Вся совокупность факторов в плюс: никто не проиграл, все оказываются в выигрыше», — отметил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Между тем заключенные договоренности по ядерной программе Тегерана беспокоят не только Израиль, назвавший этот документ «плохой сделкой», но и конгресс США. «Иран выиграет от женевских договоренностей намного больше, чем международное сообщество, а потому как демократы, так и республиканцы уже в предстоящем месяце обсудят новые санкции в отношении Тегерана», — заявил сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чак Шумер.
Глава сенатского комитета по международным делам Роберт Менендес также высказался за то, что «необходимо держать новые санкции наготове на тот случай, если Иран не будет следовать требованиям к его ядерной программе».
«К чему мы придем через шесть месяцев?» — задается вопросом издание ForeignPolicy. «Существует три возможных развития событий. Во-первых, стороны соглашения могли бы и дальше успешно взаимодействовать и прийти к договоренности о дальнейшей ликвидации иранской ядерной угрозы. Это было бы наилучшим выходом, но, учитывая имеющиеся разногласия, этот вариант остается наименее вероятным», — рассуждают авторы статьи.
«Согласно второму варианту, существует опасность, что временная сделка может стать постоянной…
Такая договоренность может помешать Ирану сделать финальный рывок к разработке ядерного оружия, но оставит возможность развития иранской ядерной инфраструктуры, необходимой для комфорта Тегерана… Таким образом, с течением времени давление на Иран может рассеяться», — продолжает Foreign Policy.
«Наконец, есть вероятность, что по истечении шести месяцев, а может, даже и раньше Иран снова настойчиво заговорит о развитии ядерного оружия. В этом случае конгресс должен уже сейчас начать разрабатывать жесткие санкции, а международное сообщество должно быть готово в любом случае нанести по Ирану силовой удар», — отмечает издание.