Очередной раунд переговоров Ирана и «шестерки» (пять постоянных участниц Совета Безопасности ООН плюс Германия) по иранской ядерной программе начался в Женеве в среду вечером. Российскую делегацию возглавил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Эта встреча традиционно предваряет пленарное заседание с делегацией Ирана.
Казалось, заявленная всеми решимость найти компромисс означает, что кризис миновал, и успешное окончание переговоров — хотя бы на ближайшие полгода — вопрос времени. Британский премьер и американский президент впервые за многие годы пообщались с иранским лидером Хасаном Роухани, а французский журнал Le Nouvel Observateur опубликовал основные предложения «шестерки» Тегерану, хотя изначально детали соглашения не подлежали огласке.
Главное требование, по сведениям издания, — прекращение обогащения урана до 20%, кроме того, Иран попросят «обеднить» половину уже накопленных запасов до 3,5%.
Также от Тегерана потребуют остановки строительства реактора на тяжелой воде в Араке и обеспечения беспрепятственного доступа на иранские ядерные объекты для международных инспекторов.
Если Иран согласится со всеми требованиями, ряд введенных против него экономических санкций будет отменен: США разблокируют часть замороженных активов, а ЕС отменит запрет на импорт из Ирана золота, ценных металлов, нефтехимической продукции и нефти. О полном снятии санкций речь не идет.
Переговоры стартовали еще во вторник и, по словам пресс-секретаря верховного представителя ЕС по внешней и оборонной политике Майкла Манна, продолжатся до тех пор, пока не будет принято решение.
«Переговоры по определению имеют свою собственную динамику. Мы не знаем, когда они закончатся. Мы будем разговаривать столько, сколько будет необходимо для того, чтобы добиться прогресса», — сообщил он.
Тем временем госсекретарь США Джон Керри сообщил, что вопрос о том, может ли Иран заниматься обогащением урана, на этом этапе переговоров не обсуждается. «С учетом того, что договор о нераспространении ядерного оружия не содержит зафиксированного права вести обогащение урана присоединившимися к этому соглашению государствами, США считают вопрос о данной деятельности предметом переговоров», — сообщил чиновник. По его словам, вопрос о том, позволят ли Ирану заниматься обогащением урана, «разумеется, не будет решен в рамках первого шага».
При этом как минимум две страны категорически не одобряют любые сделки с Исламской Республикой — Израиль и Саудовская Аравия.
За несколько дней до переговоров премьер Израиля Беньямин Нетаньяху провел беседы почти со всеми лидерами «шестерки». В среду вечером он встречался в президентом России Владимиром Путиным, и иранский вопрос был главной темой обсуждения.
Следующим визави израильского премьера должен был стать Джон Керри, но в свете заявлений, сделанных в четверг главой израильского МИДа, встреча с представителем США может оказаться под вопросом.
«Связи между Израилем и его главным стратегическим партнером — Соединенными Штатами ослабли.
Вам это понятно, — заявил израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман, выступая на общественном форуме в Сдероте. — Американцы могут столкнуться со слишком большим количеством вызовов: Северная Корея, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Египет и Китай. Кроме того, у них также множество внутренних экономических проблем. В этой связи я задаю вопрос: каково же наше место на международной арене?»
Либерман предложил сотрудничать с новыми стратегическими партнерами, не уточнив, впрочем, кого конкретно он имеет в виду: «Нам следует прекратить требовать, жаловаться, стонать, вместо этого надо искать страны, которые не зависят от денег из арабского или исламского мира и которые хотели бы сотрудничать с нами на основе новаторства».
Под одним из таких партнеров, вероятно, имелась в виду Россия, на которую Израиль рассчитывает как на страну, имеющую на Тегеран некоторые рычаги влияния. В пользу Москвы говорит и ее роль в урегулировании сирийского кризиса. Во многом благодаря России Совбез ООН принял резолюцию, предусматривающую ликвидацию Башаром Асадом химического оружия, что предотвратило угрозу проведения военной операции против Сирии США и их союзников по НАТО.
Фактически об этом премьер-министр Израиля заявил в среду в Москве на переговорах с Путиным. По мнению Нетаньяху, иранский ядерный вопрос должен быть решен таким же способом, каким была решена проблема химоружия в Сирии..
«Международное сообщество должно следить за выполнением решений Совета Безопасности ООН, а именно прекратить обогащение урана, демонтировать центрифуги, вывезти обогащенный материал из Ирана и демонтировать реактор в Араке», — сказал он.
И напомнил, что именно его страна пострадает больше всех, если мирное решение иранской проблемы не будет найдено.
Таким образом, можно констатировать, что первым и пока единственным итогом переговоров членов Совбеза ООН и Германии стал разрыв партнерских отношений по иранскому вопросу между США и Израилем.
Тем временем в Женеве иранский источник, близкий к переговорам, сообщил агентству «Интерфакс», что условия, выдвигаемые «шестеркой», неприемлемы для Тегерана.
«Если Франция и в целом «шестерка» продолжат настаивать на озвученных условиях, едва ли это сможет устроить Иран, — цитирует его агентство. — Остается еще много разногласий между сторонами».
В четверг Тегеран официально заявил, не готов полностью отказаться от обогащения урана. По словам замглавы МИД Ирана Аббаса Аракчи, подписание соглашения по ядерной программе страны возможно лишь в том случае, если у Тегерана останется это право.
Иран лишь готов «обсуждать вопросы об определенных ограничениях при обогащении урана», цитирует Аракчи Reuters.
Также иранский чиновник настаивает на снятии с его страны всех санкций уже на первом этапе реализации возможной договоренности с «шестеркой».
«Вчера представитель США заявил в Женеве, что Ирану не стоит ждать значительного ослабления санкций в отношении Тегерана по итогам первоначальных переговоров с «шестеркой», якобы Иран сможет получить только ограниченное ослабление санкций, и они не будут касаться банковской сферы.
Мы настаиваем на полном снятии всех санкций, включая по линии банков»,
— приводит «Интерфакс» заявление, сделанное Аракчи в Женеве на брифинге для иранских СМИ. Чиновник также отметил, что «отсутствие доверия между «шестеркой» и Ираном представляет большой вызов» (при том, что со своей стороны Тегеран идет посредникам навстречу, разрешив экспертам ООН инспекцию ряда ядерных объектов).
На утро четверга запланирован завтрак представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, после чего будут продолжены полноформатные переговоры.