В понедельник в Тегеране пройдут переговоры между представителями Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) и Ирана. Накануне заместитель главы МИД ИРИ Аббас Арагчи выразил надежду, что «предстоящие переговоры с генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано смогут привести к подписанию документа о сотрудничестве между Ираном и агентством».
«Я надеюсь, что предстоящая встреча приведет к конкретным результатам в том, каким образом мы пойдем вперед в разрешении всех остающихся вопросов, с тем чтобы гарантировать исключительно мирный характер иранской ядерной программы», — объяснил позже свою позицию и сам гендиректор МАГАТЭ.
Впервые о возможности конструктивного диалога вокруг ядерной программы Тегерана в мировом сообществе заговорили в конце сентября, после того как состоялись первые за последние шесть лет переговоры США и Ирана на уровне глав внешнеполитических ведомств.
По мнению экспертов, это стало возможно после прихода к власти в июне этого года нового президента Хассана Роухани, при котором сформировалась совершенно новая делегация по ядерной программе.
Намеченные на понедельник переговоры в Тегеране состоятся на фоне закончившейся в минувшее воскресенье в Женеве встречи «шестерки» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и ФРГ) и Ирана.
Несмотря на то что встреча, вышедшая в этот раз на уровень министров иностранных дел, завершилась без подписания каких-либо конкретных документов, международные наблюдатели отметили явный позитивный сдвиг в переговорах.
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что на последней встрече впервые удалось отойти от «санкционного рычага» и перейти к «деловому рассмотрению существа проблем». В свою очередь госсекретарь США Джон Керри подчеркнул, что хоть соглашение подписано не было, но на завершившемся раунде переговоров удалось «не только сократить число разногласий, но и добиться значительного прогресса».
«Для создания доверия между странами, в отношениях которых длительный период существовали проблемы, требуется время», — отметил Лавров.
В этот раз, отмечают международные эксперты, стороны оказались как никогда близки к подписанию договора, но более жестких формулировок для соответствующего соглашения потребовал Париж, традиционно занимающий одну из наиболее непримиримых позиций по отношению к Ирану.
«Встреча в Женеве дала нам возможность продолжить движение вперед. Однако мы не смогли успешно завершить переговоры, так как по некоторым моментам еще нет единого мнения», — прокомментировал результаты встречи в Женеве министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус.
В свою очередь президент Ирана Хассан Роухани, с чьей подачи стали возможны переговоры по ядерной программе в новом ключе, поспешил заверить общественность, что Иран «все же не склонит голову перед чьими-либо угрозами». «Права Ирана и его национальные интересы, в том числе и право на использование атома в мирных целях в рамках международных договоренностей, а также на обогащение урана на территории страны являются красной чертой для нас. Никакие угрозы и санкции не заставят правительство Ирана поступиться интересами своего народа», — заявил Роухани.
Перспективами возможного подписания в ближайшее время договора о смягчении для Ирана международных санкций крайне озабочен Израиль. «По нашим данным, предстоящее соглашение с Ираном плохое и представляет собой опасность, причем не только для нас, но и для всего мира», — заявил накануне в эфире американского телеканала CBS премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. «Не только я опасаюсь, что это плохое соглашение. Очень многие в регионе так считают. Это не хорошо ни для нас, ни для США, ни для Ближнего Востока, ни для Европы. И я не думаю, что это хорошо для России и Китая», — сказал политик.
Следующий раунд переговоров по иранской ядерной проблеме намечен на 20 ноября.