Эксперты ФоРГО, возглавляемого экс-руководителем кремлевского управления внутренней политики Константином Костиным, проанализировали, какое будущее ждет телевидение, радио и печатные СМИ к 2020 году.
Если в исторических масштабах оставшиеся до 2020 года семь лет могут показаться незначительными, то для отрасли медиа данный отрезок времени имеет все шансы стать определяющим, считают авторы доклада «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы». Для сравнения они представили данные о состоянии российских СМИ семь лет назад — в 2006 году. Уровень проникновения интернета тогда составлял около 19% против нынешних 57%, «газеты в их бумажном виде сохраняли доминирующее положение на рынке», «количество смартфонов и планшетов у населения было незначительным», а блогосфера и интернет-СМИ «были уделом лишь наиболее продвинутой части общества».
С 2006 по 2013 год «магистральной тенденцией был рост информационного и коммуникационного значения интернета, а традиционные медиа просто вынуждены были потесниться на рынке». Период же с 2013 по 2020 год «будет именно периодом трансформации СМИ, связанным с их интеграцией в новую технологическую реальность».
Общий для телевидения, радио и газет прогноз таков: они в значительной степени будут вынуждены уходить от традиционных форматов, почти полностью переориентируясь на интернет.
Но если «уровень телесмотрения», согласно оценке ФоРГО, в целом не изменится, то печатные СМИ в их бумажном виде, скорее всего, прикажут долго жить.
Прогноз по ТВ-сегменту авторы доклада обозначают как стабильный. Во-первых, за счет перехода на цифровое вещание и, соответственно, увеличения числа телеканалов, доступных для большинства россиян. Во-вторых, за счет роста абонентской базы кабельных и спутниковых операторов. Однако телеканалы будут «утрачивать монопольный статус» «поставщиков» телеконтента, поскольку начнут усиленно развиваться платформы потокового онлайн-видео, предоставляющие доступ к контенту различных производителей.
«В США альтернативными сервисами доставки телеконтента – Netflix и Hulu – уже пользуется более трети аудитории. У нас же эта доля составляет около 2%», — утверждает главный эксперт Центра мониторинга и анализа процессов в медиа ФоРГО Станислав Апетьян. К 2020 году, полагает он, эта доля в России возрастет до 25–30%.
Все больше российских граждан для просмотра телепрограмм будут пользоваться не привычным телевизором, а компьютерами, планшетами и смартфонами. Следовательно, телеканалам придется увеличивать количество онлайн-трансляций на собственных сайтах.
Условно стабильным эксперты ФоРГО называют прогноз по ситуации на радиорынке. По их данным, в России среднесуточная аудитория радиостанций с 2005 по 2013 год возросла с 35,9 млн до 38,9 млн пользователей. Эти показатели коррелируют с американскими: в США с 2003 по 2013 год число радиослушателей увеличилось с 223 млн до 243 млн. Конкурентным преимуществом радио авторы доклада считают специфическую структуру его аудитории. В первую очередь радио слушают автомобилисты и люди, которым «радиобормотание» необходимо как фон для работы. Эти граждане составляют более половины совокупной ежедневной аудитории радиостанций. Число автомобилистов-радиослушателей, уверяют авторы доклада, будет расти, потому что будет расти число автовладельцев.
А вот количество граждан, слушающих радио в домашних условиях, сократится, потому что «будет происходить отток аудитории в пользу сервисов потокового интернет-аудио», говорит Апетьян. Базовый прогноз относительно судьбы радио таков: до 2020 года оно, скорее всего, продолжит вещать в аналоговом формате, поскольку попытки перевести радиоэфир на цифру не увенчались успехом ни в России, ни даже в США.
В период же между 2020 и 2030 годом вероятен постепенный переход радиостанций целиком на интернет-вещание.
«Это произойдет с развитием сетей LTE и распространением автомобилей с поддержкой мобильных устройств», — поясняет эксперт, ссылаясь на практику США. Там все большей популярностью пользуются авто, поддерживающие трансляцию аудио с гаджетов.
Самое печальное будущее на рынке традиционных медиа ждет бумажную прессу. ФоРГО дает негативный прогноз по ситуации в печатных СМИ.
«Тиражи и аудитория газет падают уже сейчас, и эта тенденция продолжится. У печатных СМИ, по сути, есть два варианта дальнейшего существования. Первый – вводить платный доступ к сайтам, так называемый paywall. Этот путь логичен для деловых СМИ. Второй – расширять аудиторию электронных версий, чтобы увеличить доходы от рекламы, но при этом наращивать и тиражи собственно бумажного издания за счет их бесплатного распространения. Это путь для массовых изданий», — считает Апетьян.
В России платный доступ к сайту несколько лет назад уже ввели «Ведомости». Сейчас, по данным ФоРГО, у издания 13 тыс. интернет-подписчиков, что составляет около трети от общего числа. «Это позитивная тенденция, — уверен эксперт, — хотя, конечно, по аналогичным показателям «Ведомости» сильно отстают от американских и британских коллег. Что касается бесплатного распространения бумажной версии массовых газет, то таким путем готова идти «Комсомольская правда» — об этом говорил Владимир Сунгоркин (главный редактор «КП». — «Газета.Ru») в одном из интервью».
Потенциальные убытки от бесплатного распространения будут компенсироваться за счет увеличения объема «джинсы», то есть проплаченных публикаций, написанных хорошим журналистским языком.
Выживать за счет этого газеты смогут только до 2020 года. В период же между 2020-м и 2030-м фонд прогнозирует «почти полное исчезновение» печатных версий газет. «Реки назад не текут — бумага умрет, — уверен Апетьян. — Это не произойдет одномоментно. Тиражи будут падать постепенно, и в конце концов издание печатных газет станет нерентабельным. А нерентабельным оно станет тогда, когда доля интернет-рекламы у печатных СМИ составит более 50% от доходов».
Общий вывод, резюмирует эксперт, следующий: «Телевидение как смотрели, так и будут смотреть. Радио как слушали, так и будут слушать. Газеты как читали, так и будут читать. Только не в привычных форматах, а в основном в интернете».
Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев категорически не согласен с прогнозами о грядущей смерти печатных версий газет: «Для полного исчезновения печатных СМИ нет никаких оснований. Многочисленные новые технологии развиваются сегодня не как интернет-СМИ, а как часть интернет-коммуникаций. И это очень важно понимать», — подчеркнул Гусев в беседе с «Газетой.Ru».
По его словам, интернет-аудиторию сегодня составляют 70 млн россиян и только 12–14% из них используют интернет как СМИ. «14% от 70 млн — это меньше 10 млн человек! А сегодняшняя аудитория традиционных СМИ в России – это почти 100 млн человек.
Сравните цифры – 100 млн и 10 млн! – призывает главред «МК». – И кто-то хочет, чтобы за столь небольшой промежуток времени ситуация в корне изменилась? Не случится этого».
Власти, понимая, что рано или поздно СМИ в еще более значительной степени переместятся в интернет, пытаются контролировать его уже сейчас, констатирует правовой аналитик ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов:
«В ближайшее время мы ожидаем еще большего усиления давления со стороны правительства на интернет. В то же время очевидно, что на сегодняшний день у властей нет ни малейшего представления о том, как и что в этом направлении предпринимать.
Отсюда и все последние хаотические, бессистемные метания и инициативы». Что касается непосредственно прогнозов, приведенных в докладе, то, по словам эксперта, соглашаться или спорить по поводу сроков он не готов: «Однако очевидно, что российский интернет растет чрезвычайно быстро. В последнем исследовании «Экономика рунета 2012–2013» авторы указывают, что за 2013 год доля интернет-рынков и интернетзависимых рынков составила около 6,9% ВВП. Это очень заметно. В прошлом году суточная аудитория «Яндекса» превысила суточную аудиторию Первого канала. Многие популярные блоги, тот же, например, твиттер Алексея Навального, по числу подписчиков превышает даже некоторые федеральные печатные СМИ».
«Это все какие-то фантомные страхи, — не соглашается глава ФоРГО Константин Костин. — То регулирование медиа, которое предусмотрено законом о СМИ, гораздо более жесткое, нежели меры, которые сейчас обсуждаются применительно к интернету в целом. Более того, ряд этих мер, наоборот, направлены на защиту СМИ: это, в частности, борьба с интернет-пиратством, которая будет способствовать защите авторских прав».
Костин считает, что «те трансформации, которые будут происходить в медиапотреблении, повлияют на стратегию избирательных кампаний разного уровня»: «Будут появляться новые возможности для продвижения политических идей и кандидатов. Например, более современные технологии получения видеоконтента могут привести к появлению новых ресурсов, которых раньше не было». А интернет-версии газет, скорее всего, будут предусматривать в том числе мультимедийный вариант, прогнозирует глава ФоРГО.
Источник «Газеты.Ru» в правительстве также уверяет, что исход традиционных медиа в интернет никак не повлияет на возможность властей контролировать СМИ: «Сейчас в случае чего можно отрезать какую-нибудь газету от типографии, а в будущем на таких же основаниях отрубить от сервера. Ничего не изменится».
Бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко уверен, что государство, как бы оно ни пыталось регулировать интернет, не сможет делать это эффективно, «не переводя Россию в режим Северной Кореи или Китая»:
«Государству, чиновникам надо привыкать к меняющимся обстоятельствам, приспосабливаться к ним». С прогнозами авторов доклада о сроках отмирания печатных версий газет Яковенко не согласен: «Думаю, что бумажная пресса сохранится еще довольно долго. Сомневаюсь, что процесс этот (исчезновения бумажных версий СМИ. — «Газета.Ru») произойдет так стремительно, как утверждают авторы доклада. Хотя тенденция, конечно, очевидна».