Парламентский комитет по законодательству и госстроительству будет рекомендовать Совету Думы перенести срок сбора поправок к законопроекту о выборах депутатов Госдумы на февраль, сообщил в среду глава комитета Владимир Плигин. По его словам, в рамках консультаций по поводу содержания законопроекта «становится понятно, что участникам политического процесса необходимо дополнительное время для того, чтобы сформировать свое представление о поправках».
Объяснение единоросса убедительным не выглядит. Ранее срок сбора поправок к законопроекту, принятому в первом чтении еще в апреле, заканчивался 1 октября, потом переносился на 1 ноября, и вот теперь стало понятно, что дедлайн назначен на февраль. При этом совершенно не факт, что точка будет поставлена и в феврале.
Кремль сознательно затягивает решение вопроса о правилах игры на выборах депутатов Госдумы.
Времени до федеральной кампании, которая пройдет лишь в 2016 году, еще достаточно, поэтому торопиться некуда, объяснили два источника «Газеты.Ru», близких к администрации президента. К тому же нет политического решения, как должны выглядеть ограничители для новых партий: «Ситуация такова, что предоставлять всем политическим силам возможность участвовать в думских выборах глуповато, — говорит один из собеседников издания. — Получается, что ты собрал 500 человек, зарегистрировал партию и во время кампании получаешь те же привилегии, что и сильные игроки: бесплатное эфирное время, например».
Создать какой-либо фильтр, который бы ограничивал участие новичков в федеральных парламентских выборах, предлагают думские старожилы. Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов лоббировали этот вопрос на встрече с президентом Владимиром Путиным еще в мае. Идеи были разные: допускать к федеральным выборам только те политические силы, которые имеют определенное количество депутатов на более низком уровне; заставить «малышей» собирать подписи; повысить минимальный порог численности партий. Глава государства тогда сказал, что, по его мнению,
такие фильтры не нужны. Но в то же время пообещал «на эту тему подумать».
«Раздумья» действительно имели место. В июне, утверждает источник, знакомый с ситуацией, свои предложения, касающиеся системы фильтров для новых партий, подготовили кремлевские специалисты, думские юристы и представители экспертного сообщества. «Все концепции были собраны в администрации президента и проанализированы. Но окончательного решения, какую из них выбрать, до сих пор нет», — говорит собеседник издания. Задержка, по его мнению, объясняется так: на повестке дня стоят гораздо более важные и срочные законопроекты: о реформе высших судов, принятие проекта федерального бюджета на следующий год. Закон о выборах депутатов Госдумы может и подождать.
Замдиректора близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов согласен: главная причина, по которой судьба законопроекта о выборах депутатов Госдумы никак не определится, — это нерешенность вопроса с фильтром для партий-новичков.
«В остальных принципиальных вопросах консенсус уже есть: выборы будут проходить по смешанной системе по принципу 50 на 50 (имеется в виду равное соотношение одномандатников и списочников. — «Газета.Ru»), избирательных блоков не будет
(это недвусмысленно дал понять первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин на недавней встрече с мэрами городов. — «Газета.Ru»), — объясняет свою точку зрения Пожалов. — Остается единственный концептуальный вопрос: как именно должны выглядеть квалифицирующие требования к участию новых партий в выборах. На мой взгляд, эта тема, будучи достаточно серьезной новацией, может прозвучать в послании президента. А значит, власть должна определиться с тем, каким должен быть фильтр, в ближайший месяц».
По информации «Газеты.Ru», обращение президента к Федеральному собранию намечено на День Конституции, 12 декабря. В этот же день глава государства зачитывал послание и в прошлом году (тогда Путин предложил вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму).
«В целом основные направления, по которым должна двигаться власть, создавая систему фильтров для партий, понятна, — говорит Пожалов. — Во-первых, без ограничений к думским выборам должны допускаться парламентские партии, и те политические силы, которые в федеральном парламенте не представлены, но получают госфинансирование (речь идет о партиях, набравших в ходе думской кампании не менее 3% голосов. — «Газета.Ru»). Во-вторых, нужно решить, сколько своих представителей в законодательных собраниях и в каком количестве регионов должна иметь партия, чтобы не подпадать под действие фильтра. И в-третьих, учитывать ли при введении фильтра число муниципальных депутатов от той или иной партии, и если да, то какого уровня эти депутаты должны быть».
Закон о выборах депутатов Госдумы, полагает эксперт, должен быть принят до весны: «До думских выборов осталось только два региональных цикла. Правила игры нужно объявлять уже сейчас,
чтобы малые партии могли получить какие-то результаты, которые бы позволили им принять участие в федеральной кампании».
«С этим законом могут тянуть и до следующих региональных выборов. По моим ощущениям, по итогам последней осенней кампании Кремль так и не понял, где ставить фильтр и где предел между фильтром и запретом», — говорит собеседник «Газеты.Ru» в одной из непарламентских партий.
«При смешанной системе выборов проблема фильтра для малых партий действительно существует. Власть думает о том, как не допустить выдвижения кандидатов по одномандатным округам без сбора подписей (имеются в виду кандидаты от малых партий. — «Газета.Ru»). Если не вводить сбор подписей, то, с точки зрения власти, это даст слишком большое число одномандатников», — считает глава Межрегиональной ассоциации избирателей Андрей Бузин.
С ним не согласен зампред комитета по законодательству и госстроительству Вадим Соловьев (КПРФ): «Проблема малых партий Кремль не интересует, — уверен он. — Во-первых, ни одна из них не наберет 5–7%. Во-вторых, по системе Империале, которая применяется у нас при подсчете голосов, все эти проценты (партий, не прошедших в Госдуму. — «Газета.Ru») все равно отходят «Единой России».
Основная причина, по которой принятие законопроекта откладывается, заключается, по мнению Соловьева, в ином: «Кремль никак не может разобраться, что для них важнее с точки зрения выстраивания приоритетов: ЕР или «Общероссийский народный фронт».
Если ОНФ — тогда власти выгодно на выборах в Госдуму увеличить количество депутатов, избираемых по одномандатным округам (напомним, по закону ОНФ, не будучи партией, сам кандидатов выдвигать не может. Однако имеет право поддерживать тех или иных выдвиженцев. — «Газета.Ru»). Если «Единая Россия» — тогда важнее партсписок». Сейчас, по мнению Соловьева, идет выяснение, кого из двух игроков «выдвигать на первый план».
«Власть не решила, под кого выстраивать выборы в Госдуму — под единороссов или «Народный фронт», — солидарен с коммунистом его коллега по комитету Сергей Иванов (ЛДПР). — Если «Народный фронт» вдруг становится политической партией, зачем городить огород с введением смешанной системы выборов? Можно оставить пропорциональную (то есть только по спискам. — «Газета.Ru»). А если «Народный фронт» партией не становится и остается «Единая Россия», тогда действительно имеет смысл вводить на думских выборах одномандатные округа — чтобы те или иные кандидаты могли быть поддержаны ОНФ».