Новый сезон передачи «Специальный корреспондент», выходящей на государственном телеканале «Россия-1», открылся во вторник вечером выпуском, посвященным делу Pussy Riot. Эфир программы «Провокаторы. Часть вторая» (первая была показана в конце апреля) вел постоянный автор передачи Аркадий Мамонтов. При подготовке эфира Мамонтов не скрывал, что программа вряд ли получится сбалансированной. Журналист дал понять, что считает фигуранток дела не кем иным, как «кощунницами». Предваряя вторую часть фильма, в своем Facebook Мамонтов многозначительно написал: «Оговорюсь сразу: она неоднозначная. Мы попытались найти тех, кто стоит за кощунницами в храме Христа Спасителя. И кое-что нам сделать удалось».
Новый фильм, писал Мамонтов, был сделан для тех, кто «мыслит трезво, у кого глаза не зашорены, кто не поддается массовому зомбированию». «Для либеральных фашистов это, конечно, будет удар, — предварял он. — В ответ они начнут лить потоки грязи. Но позволю себе напомнить им, что у нас существует свобода слова. И не все хотят участвовать в их либеральном хоре в защиту богомерзких деяний кощунниц и всех тех, кто посягает на церковь».
Обсудить «богомерзкую хулиганскую выходку», как назвал Мамонтов произошедшее в храме Христа Спасителя 21 февраля, были приглашены среди прочих певицы Вика Цыганова и Валерия (последняя с мужем — продюсером Иосифом Пригожиным), глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, актриса Елена Цыплакова, журналист Борис Корчевников, петербургский законодатель и борец с геями и педофилами Владимир Милонов, а также казаки в папахах и фуражках, клирики разного сана в клобуках, и православные активисты во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео), прославившимся своими нападениями на сторонников Pussy Riot.
«Кто стоял за этой акцией, зачем она была организована и четко спланирована, и почему этот жуткий спектакль потряс нашу страну?» — так сформулировал Мамонтов главный вопрос своей передачи.
Автора заговора искать ветерану постсоветской журналистики долго не пришлось. Как выяснилось, он обретается в Лондоне, на Лаундз-стрит, 15, буквально в «ресторане Zafferano, излюбленном месте богатых выходцев из России». «Здесь Борис Березовский встречался с руководителем общественной организации «Преображение» Алексеем Вешняком», — представлял место действия и участвующих лиц Мамонтов, после чего в повествование вступил сам Вешняк, причем сразу в двух лицах — как персонаж репортажа и гость студии. Фабула Вешняка была проста: 11 февраля прошлого года опальный олигарх пригласил его в ресторан, где «твердил и показывал на «Айпаде»: «Вот, посмотри, Петя Верзилов (муж участницы панк-группы Надежды Толоконниковой. — «Газета.Ru»), вот, посмотри, Толоконникова, по церковной линии мы начнем действовать».
Первым «действием» Березовского стало написание письма патриарху, в котором бывший олигарх требовал от главы РПЦ свергнуть Владимира Путина и стать регентом России. После того как Донской монастырь проигнорировал послание из Лондона, в бой пошла «тяжелая артиллерия». В чем, собственно, состоял замысел Березовского, из рассказа Вешняка понять было трудно. Руководитель сказал лишь, что Березовский совершил «глобальную ошибку», пойдя против церкви, после чего он пустился в рассуждения в духе апокрифического «плана Даллеса». В качестве извечного антагониста Вешняк выбрал идеолога национал-социализма Альфреда Розенберга, который, если верить Вешняку, утверждал, что, «пока мы не разрушим Русскую православную церковь, пока мы не заменим крест православный на крест германский... мы не изменим менталитет народа, а, не изменив менталитет народа, мы не сможем изменить эту страну». Вывод из всего сказанного Вешняк делает простой: «Кто стоит за кощунницами? На мой взгляд, это Борис Абрамович Березовский».
Журналист Мамонтов, видимо, уловив эту незримую нить, связывающую идеи Розенберга со словами Березовского, сделал вывод: «И действительно, спустя год, в феврале 12-го, произошло то, что произошло».
Следующее подтверждение заговора Pussy Riot представил архиепископ Егорьевский Марк, обративший внимание на то, каково же «настоящее название» хулиганствующей группы: «Взбесившийся женский половой орган». Масштаб замаха, по мысли Мамонтова, подтверждает и активистский бэкграунд одной из участниц группы Надежды Толоконниковой: ее участие в акциях арт-группы «Война» — «Казнь гомосека и гастарбайтера» и «Свальный грех в Биологическом музее». Мамонтов приписывает «тем же участникам» еще два перформанса, опять же в своей интерпретации: «похабный рисунок» на Литейном мосту в Санкт-Петербурге и «курица в универмаге в одном причинном месте». Правда, ни в одном из них Толоконникова не участвовала.
Длительную же подготовку акции в ХСС, по мнению журналиста, изобличает некое письмо «девушки, занятой в нескольких шоу-проектах», которой еще в 2008 году то ли через продюсера группы ТАТУ Ивана Шаповалова, то ли еще через кого-то было предложено принять участие в проекте «на религиозную тему — православие». Задача была в том, чтобы он «был против Путина, разрушал определенные моральные устои». «Заказчики были какие-то американцы», — уверенно поясняет закадровый женский голос, после чего данную версию развивает уже архиепископ Марк: «Мне кажется, это просто акция людей обезумевших либо людей, которые выполняют чью-то злую волю, которых просто купили для того, чтобы оскорбить церковь, и для того, чтобы через эту акцию оскорбить руководство нашей страны».
В сюжет фильма врывается Мадонна, или «скандалистка от шоу-бизнеса» Луиза Чикконе.
Певица появилась России неспроста, уверен Мамонтов. Ее выступление в Санкт-Петербурге и Москве чуть более чем за неделю до вынесения приговора Pussy Riot состоялось «очень вовремя», а со сцены «звучали не только песни». Далее в кадре появился бывший помощник министра финансов в администрации Рейгана Пол Робертс, чей голос одиноко звучал среди всего «бесовского хора» на Западе. Это «сдирижированное шоу», предназначенное для того, чтобы «воткнуть нож в спину Путина», ведь ни Мадонна, ни сэр Пол Маккартни о деле Pussy Riot самостоятельно узнать не могли бы», уверил российского корреспондента американец.
Другим разоблачителем «заговора Pussy Riot» выступил его соотечественник Уильям Данкерли, автор книги «Лжеубийство Литвиненко», и профессор Американского университета в Москве. Его интерес к скандалу вокруг панк-группы был не случаен, так как он освещался «по той же схеме, что и дело Литвиненко». Главной зацепкой, вновь сводящей всю историю к Березовскому, Данкерли называл поддержку Pussy Riot соратником опального олигарха Александром Гольдфарбом, возглавляющим созданный Березовским еще 12 лет назад в США Фонд гражданских свобод. Ссылаясь на свои неназванные источники в британском музыкальном бизнесе, он утверждал, что через пиар-компанию BellPottinger музыкальным продюсерам было сформулировано предложение выплачивать «до 100 тыс. евро за заявления в поддержку Pussy Riot».
Общую картину сгущающегося над русским православием мрака дополнил сюжет об украинских феминистках из Femen и их «варварских акциях», а также репортаж из Казани c рефреном «На ком эта кровь? Может быть, и на тех, кто все это затеял?» о нашумевшем двойном убийстве, которое было совершено «ритуальным ножом, купленным в палатке». Не обошлось без оригинального сравнения балаклав Pussy Riot с масками, которые носили палестинские террористы из группы «Черный сентябрь» при захвате израильских заложников на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году.
Чтобы универсализировать историю, Мамонтов включил в фильм свои беседы с раввином Стены плача Шмуэлем Рабиновичем и двумя арабоговорящими паломниками, готовыми дать отпор всем святотатствующим на символы их религий. После чего их высказывания изящным рондо завершил владыка Марк, объявивший все происходящее «войной с православием».
Сказать, что гости «России-1» были шокированы увиденным, это не сказать ничего. Каждый из приглашенных начинал было обсуждение фильма с того, что клеймил злокозненного беглого олигарха и его марионеток в России, но вскоре почему-то уводил разговор куда-то в сторону, начиная говорить о чем-то своем, наболевшем. Литератор Поляков требовал кар для галериста Марата Гельмана и бывшего министра культуры Александра Авдеева, согласившегося с вручением премии «Инновация» группе «Война». Вика Цыганова в приспущенном на плечи павлопосадском платке требовала не допустить торговли детскими душами. Валерия призывала изучать в школе «совесть» и отказаться от «такой демократии», смело признавая, что не боится стать уже на следующее утро объектом нападок, как это было во время перепалки в твиттере с Ксенией Собчак, а ее муж продюсер Иосиф Пригожин сетовал, откуда у западных артистов такие деньги на адвокатов, и не понимал, как он, «еврей по национальности, женившийся на православной женщине, живущий в православном государстве», должен «подставлять вторую щеку»: «Нужно давать сдачи!»
Впечатляющим крещендо передачи явилось обозначение нового круга подозреваемых: «первого революционера» Сатаны, «бесов Достоевского» Алексея Навального, Сергея Удальцова и Ксении Собчак, а также признание государственного обвинителя о наличии у Pussy Riot желания выступить на подводной лодке.
«Эти девочки, женщины, кощунницы, они убежденные революционерки, они об этом сами говорят. Первый революционер, как известно, был Сатана, и все революционеры, они борются за ниспровержение Богом установленного естественного порядка вещей, поэтому они пропагандируют гомосексуализм, все виды извращения под видом прав человека. Есть специальный план Франкфуртской школы неомарксизма, которая совместила марксизм с фрейдизмом, что привело к сексуальной революции, наркотической революции, радикальному феминизму; у них был специальный план для того, чтобы приблизить мировую революцию, нужно разрушить христианское общество; этот план уже сто лет выполняется», — пояснил Алексей Комов, возглавляющий фонд «Семейная политика РФ». Вдаваться в разбор этой версии, к счастью, никто из собравшихся экспертов не решился.
Связать имена лидеров протестных митингов удалось едва ли не главному герою передачи — общественнику Вешняку, заявившему: «Тут появились «бесы Достоевского», появился Навальный, появился Удальцов, появилась Собчак, которые стали пытаться ставить знак равенства: если ты демократ — значит, ты за Pussy Riot». Ничего из этого у них не выйдет, пришел к выводу Вешняк, так как знает, что Збигнев Бжезинский (американский политолог и бывший государственный деятель. — «Газета.ru») и «израильский истэблишмент» «не поддерживают позицию Pussy Riot», «антироссийскую позицию».
Последним в череде пламенных защитников святынь выступил следователь Управления по расследованию организованной преступной деятельности СД МВД Артем Радченков, который занимался делом Pussy Riot. Невзрачный мужчина средних лет, лишь изредка позволявший себе смеяться в ходе передачи в отличие от не получавшего слова журналиста Корчевникова, объявил всю историю с панк-молебном «провокацией с большой буквы».
— Какие бы действия и меры ни предприняло бы государство, церковь и общество были бы в проигрыше. Если бы им (Pussy Riot) все это простили, сделали, что этого ничего не было, значит, был бы определенный сигнал, что, ага, значит можно действовать дальше, и это могло бы закончиться еще трагичнее, могло бы иметь далеко идущие последствия.
— Что они могли бы? Революцию устроить? Выступить на подводной лодке или проникнуть в резиденцию президента?
— Были у них, конечно, предпосылки того, что они хотели выступить где-то в запрещенных местах, на подводной лодке и все остальное. Но это не суть, а суть следующая. Они реально революционерки, реально бесы, которые хотели изменить наше устройство.
Сразу встык после «Специального корреспондента» государственное телевидение пустило передачу про вымершую цивилизацию гигантов на севере Индии, анонс которой пару раз разбивал горячие разговоры о войне против православия.